Найти тему
Пески времени...

Пирамиды в Египте построили не рабы

Барельеф на стене храма Мединет Абу изображает скованных ливийских пленников, которых ведет египетский солдат
Барельеф на стене храма Мединет Абу изображает скованных ливийских пленников, которых ведет египетский солдат

Жизнь рабов в Египте была не такой сложной, как мы думаем. Они могли жениться на египетских женщинах и имели такую ​​же работу, как и другие жители долины Нила.

Здравствуйте, друзья!

Древний Египет пережил тысячелетия. Эта цивилизация была одной из самых развитых и могущественных в свое время. До сих пор возведенные ею монументальные сооружения вызывают у нас не только уважение, но и трепет перед теми строителями, кто это сделал. Попытки повторить подвиги древних египтян по возведению пирамид в наши дни успехом не увенчались. Хотя мы обладаем куда более совершенными технологиями.

Общепринятая теория гласит, что пирамиды в Древнем Египте строили рабы. Описания этого мы находим и в художественной литературе, и в книгах. А пару лет назад ученые даже нашли следы сооружения, при помощи которого десятки тысяч рабов якобы ежедневно перетаскивали тяжеленные каменные блоки к месту строительства. Но существуют и альтернативные теории, причем выдвинутые не сторонниками «теории заговора», а видными учеными.

Давайте поговорим об одной из них. Ее автором является известный и авторитетный египтолог из Университета Адама Мицкевича и Археологического музея в Познани (Польша) доктор Анджей Швик. Сразу отмечу, что интерес польских ученых к Египту отнюдь не случаен. По договоренности между странами польская археологическая миссия работает в Египте уже около 70 лет. Поэтому исследователи из Польши считаются одними из самых видных египтологов в мире.

Доктор Анджей Швик много лет посвятил изучению пирамид и жизни древних египтян. На основании своего анализа он выдвинул теорию о том, что рабы в Древнем Египте жили совсем не так, как принято считать. Вопреки распространенному мнению, они не строили пирамиды, а их жизнь была не тяжелее, чем жизнь обычных египтян, выполняющих тяжелую работу.

Они могли жениться на египетских женщинах и имели такую ​​же работу, как и другие жители долины Нила, уверяет доктор Швик. Еще на ранней стадии развития египтологии как отдельного сегмента науки стало принято считать, что египетские пирамиды были построены тысячами угнетенных рабов. Эта версия родилась еще в 19-м веке. Учитывая невысокий уровень технологий того времени, можно понять, почему первые египтологи так считали. Более поздние исследователи выдвинули другую версию: пирамиды строили не рабы, а… крестьяне. Фараон велел задействовать их в межсезонье, когда сельскохозяйственные работы не проводились. Тем самым крестьяне круглогодично был обеспечены работой и едой. Кроме того, участие в строительстве пирамид укрепляло их веру в могущество самого фараона.

В связи с угрозой распространения коронавируса в Египте провели дезинфекцию знаменитых пирамид
В связи с угрозой распространения коронавируса в Египте провели дезинфекцию знаменитых пирамид

«Ни одна из этих концепций не выдержала испытания временем. Пирамиды и другие монументальные царские сооружения были построены высококвалифицированными рабочими, которые всю свою жизнь посвятили этой деятельности, - говорит доктор Анджей Швик. – Конечно, это не означает, что в Египте не было принудительных работников. Рабы в нашем современном понимании этого слова были в основном только военнопленными, иностранцами».

Исторические источники говорят, что наибольшее количество рабов, военнопленных и мирных граждан, захваченных в ходе завоевательных походов, появилось на Ниле в период Нового Царства (1550-1069 гг. до н.э.). Тогда египетские границы значительно расширились в результате успешных завоеваний. На земли фараонов прибыло множество рабов из Азии и «черной Африки», то есть Нубии.

«Однако экономика Древнего Египта никогда не основывалась на рабстве, как это было, например, в Риме. Принудительные работники не были однородной и сплоченной социальной группой. Без их работы основы государства не рухнули бы», - утверждает доктор Швик.

Какова же была судьба этих многочисленных рабов? Доктор Швик подчеркивает, что они обычно очень быстро ассимилировались среди местного населения, то есть органично вливались в число коренных жителей, поэтому не составляли отдельной социальной группы, тем более закрытой. Их правовое положение, вероятно, не особо отличалось от прав местного населения. Известно, что с ними обращались как с людьми. Рабы имели право на частную собственность.

Великие пирамиды в Гизе могли построить только квалифицированные рабочие
Великие пирамиды в Гизе могли построить только квалифицированные рабочие

«Были даже случаи, когда рабы брали в жены египетских женщин! - отмечает египтолог. - Это означает, что они не подвергались стигматизации и не презирались. Рабов, как правило военнопленных, отправляли работать в каменоломни, где они добывали материал для строительства пирамид. Там работали и простые египтяне, которые были высококвалифицированной рабочей силой. Огромные каменные блоки умело обрабатывали ремесленники. Рабы быстро овладевали этими профессиями, а относились к ним точно так же, как и ко всем остальным рабочим».

Из исторических источников также известно, что рабы трудились в Дейр-эль-Медине - это была деревня, в которой жили строители пирамид, то есть рабочие и ремесленники. Считается, что именно они возводили гробницы в Долине Царей недалеко от города Луксора в Верхнем Египте. Последние исследования доказали, что рабы в этой деревне использовались в качестве домашней прислуги. Они не строили пирамиды. Они готовили еду для строителей пирамид и стирали их одежду.

Известны случаи, правда, их немного, когда иностранные рабы делали быструю и ошеломительную карьеру. Такое произошло, например, с человеком по имени Май-пер-хери. Он жил во времена правления легендарной царицы Хатшепсут (15 век до нашей эры). Этот человек был нубийского происхождения. Скорее всего, он был военнопленным или заложником, воспитанным при дворе фараона. Такое в древности практиковалось – фараоны брали детей из королевских семей соседних государств себе на воспитание, почтительно относились к ним, но держали, как заложников на случай, если соседнее государство решит напасть на Египет. Если такое происходило, то заложника казнили.

«Май-пер-хери был похоронен в Долине Царей, - говорит доктор Швик. – На древнеегипетском языке его имя означало «Лев на поле битвы». Это может свидетельствовать о том, что он был заслуженным воином. Возможно даже, что такое имя ему дали после того, как он спас жизнь фараона в битве».

Кстати, в Древнем Египте не было единого слова, которым обозначали бы всех рабов. Это тоже говорит в пользу теории о том, что они не строили пирамиды. Раз не было единого термина, значит, не было единой социальной закрытой группы, о чем я уже говорила. То есть это лишнее доказательство того, что рабы быстро приспосабливались к местной культуре, выучивали язык и брали себе египетских жен.

«Это довольно удивительно, так как во многих документах той эпохи азиаты или нубийцы описывались негативно, с наихудшими эпитетами. Но как только их порабощали, с ними начинали обращаться достаточно хорошо по сравнению с другими древними культурами», - говорит доктор Швик.

Экономика Древнего Египта никогда не основывалась на рабстве, как это было в Риме
Экономика Древнего Египта никогда не основывалась на рабстве, как это было в Риме

В каком-то смысле даже обычные египетские рабочие и ремесленники не были свободны. Они тоже были своего рода рабами. Например, им не разрешалось свободно передвигаться по стране и менять профессию. При этом они не считали себя заключенными. Это были обычные принятые отношения в социальной структуре египетского государства. Причем речь не шла об индивидуальной свободе людей. Напротив, у каждого из жителей Египта был строго определенный социальный статус. Но менять его было запрещено. Если ты ремесленник, то ремесленником должен был остаться до конца жизни. Возможно, для кого-то делали исключение, но только за особые заслуги, как это произошло с рабом по имени Май-пер-хери. Все-таки в Долине Царей обычного раба хоронить бы не стали.

Крестьяне составляли большинство в египетском обществе. Большую часть своего времени они обрабатывали поля, принадлежавшие либо фараону, либо высокопоставленным чиновникам. И только в свободное время им разрешалось заниматься собственными наделами, чтобы прокормить свои семьи.

«Но было бы натяжкой сказать, что их угнетали. Это была государственная система, которая обеспечивала «социальное страхование». Во время засухи, например, хозяин полей открывал свои зернохранилища для крестьян. Таким образом, высшее сословие давало своим подчиненным чувство безопасности».

Автор фото: доктор Анджей Швик; REUTERS/Amr Abdallah Dalsh; Egypt Ministry of Antiquities; iStock

Источник:

http://scienceinpoland.pap.pl/en/news/news%2C29410%2Cegyptologist-life-slaves-egypt-was-not-hard-we-think.html