История породы
Об истории породы известно гораздо больше, чем о других чистокровных собаках, так как она была частью научного эксперимента, проведенного в середине XX века. В 1955 году, правительство Чехословакии заинтересовалось возможностью скрещивания волка и собаки.
В то время еще не было научно доказано происхождение собаки от волка и альтернативой рассматривались другие животные: койоты, шакалы и красный волк.
Чехословацкие ученные посчитали, что если волк и собака родственны, то они могут легко скрещиваться и давать полноценное, фертильное потомство.
Существует много примеров, когда два вида могут скрещиваться друг с другом, но их потомство будет бесплодное. Например, мул (гибрид лошади и осла) или лигер (гибрид льва и тигра).
Чтобы проверить свою теорию, они решили запустить научный эксперимент, руководителем которого был подполковник Карел Хартл (Karel Hartl). Четыре карпатских волка (вид волков, распространённых в Карпатах), были отловлены для него.
Их назвали Арго, Брита, Леди и Шарик. С другой стороны, были отобраны 48 представителей немецких овчарок, от лучших рабочих линий, в том числе легендарной Z Pohranicni Straze Line.
Затем собак и волков интенсивно скрещивали. Результаты были положительные, так как в большинстве случаев потомки были фертильными и могли давать потомство. Фертильных скрещивали между собой в последующие десять лет и среди них не было стерильных.
Эти гибриды получили особенный характер и внешность, больше напоминали волков, чем собак.
Впрочем, немецкая овчарка сама по себе одна из самых близких к волку по внешнему виду пород собак. Кроме того, волчаки редко лаяли и гораздо хуже поддавались дрессировке чем чистокровные собаки.
Их стали называть чехословацкий влчак или волчак, вольфунд.
В 1965 году селекционный эксперимент завершился, правительство Чехословакии было довольно результатами. Военные и полиция в этой стране интенсивно использовали собак в своих целях, особенно немецких овчарок.
К сожалению, тех зачастую скрещивали между собой, что привело к развитию наследственных заболеваний и ухудшению рабочих качеств. Одной из целью эксперимента было проверить, улучит ли волчья кровь здоровье породы и повлияет ли на поведение. К концу 1960-х годов, чехословацкие пограничники используют влчаков на границе, они служат в полиции и армии.
Результаты эксперимента оказались столь впечатляющими, что чехословацкого влчака стали разводить как частные, так и государственные питомники.
Они старались укрепить результат и добиться того, чтобы они были такими же здоровыми и чуткими, как волки и тренируемыми как немецкая овчарка. Полного успеха добиться не удалось даже спустя годы.
С одной стороны, чешский волчак здоровее большинства чистокровных собак, с другой гораздо труднее в дрессировке чем они. Чехословацкие дрессировщики смогли обучить их большинству команд, но это потребовало колоссальных усилий, и они оставались куда менее отзывчивыми и управляемыми, чем другие собаки.
В 1982 году Чехословацкое кинологическое общество полностью признало породу и дало ей статус национальной.
До начала 1990 года, чехословацкая волчья собака была практически неизвестной за пределами родины, хотя некоторые особи были в коммунистических странах. В 1989 году Чехословакия стала сближаться с европейскими странами и в 1993 разделилась на Чехию и Словакию.
Популярность породы значительно выросла, когда в 1998 году Международная кинологическая федерация (МКФ) признала ее. Это признание значительно увеличило интерес к породе и ее начали импортировать в другие страны.
Хотя чехословацкий влчак появился в Чехословакии, по стандартам МКФ только одна страна может быть контролировать стандарт породы и предпочтение было отдано Словакии.
Влчаки попали в Америку, в 2006 году, United Kennel Club (UKC) полностью признал породу, но AKC не признала породу по сей день.
В 2012 году в стране их было порядка 70 особей, проживавших в 16 штатах. На январь 2014 года, больше всего их было в Италии (до 200), Чехии (около 100) и Словакии (около 50).
В отличие от других современных пород, большинство чехословацких влчаков остаются рабочими собаками, особенно в Чехии, Словакии и Италии. Впрочем, мода на них проходит, для службы выбирают более управляемых и тренируемых собак.
Вероятно, что в будущем они будут исключительно собаками-компаньонами. Несмотря на то что популярность породы растет, влчаки остаются довольно редкими в других странах.
Характер
Чехословацкий волчак добряк, но волк. Всегда надо это помнить. Он с огромной радостью кидается на вас при каждой встрече и эта радость передается через клыки и когти. Он хочет вас облизать, но может и прикусить. На охрану собаку можно поставить. Кто вам скажет что волки трусы – не верьте. Трусость и осторожность это разные вещи. К детям нужно приучать, они бегают и кричат и изначально волчак их остерегается. Но когда подружились – великолепная нянька.
Энергичная, очень активная, выносливая, бесстрашная и отважная. Невероятно преданная своему хозяину. Хорошо переносит неблагоприятные погодные условия. Собака разностороннего использования.
Редкая, очень красивая порода. С внешностью волка, характером собаки .
Хорошо показывают себя в ездовом спорте и других дисциплинах.
Отлично сживаются с другими домашними животными.
Если вы ведете спокойную и размеренную жизнь, возьмите любую породу, но не волчака. Чехословацкому волчаку нужен драйв. Бег, продолжительные прогулки, велосипед – все это необходимо в содержании и воспитании данной породы. Если вы активный человек – Чехословацкий волчак будет для вас счастьем. Преданный как собака и сильный как волк. Однозначно можно сказать про породу так – не убиваемая. Как говориться грузить и грузить.
Дрессировка
Как любую большую собаку, волка нужно дрессировать. Если с маленькой собакой еще куда ни шло – большая должна быть управляемая и контролируемая. Чехословацкий волчак отлично поддается дрессировке. Естественно есть нюансы, но они не такие критичные. На волчака придется потратить немного больше времени и усердия. Курс послушания проходит на ура, а дальше уже по вашим потребностям. Но стоит понимать одно – легче научить две овчарки нежели одного волчака. Именно поэтому в свое время Чехи отказались от этой породы – что на границе, что в спецслужбах.