Вкратце:
Уголь бросают в топку паровоза. Тепловая энергия от сгорания угля нагревает воду, окружающую топку, и превращает ее в пар. Пар по трубопроводам направляется в поршни, расположенные в передней части паровоза, которые с помощью системы рычагов толкают ведущие колеса.
Привет друзья!
И взрослые и дети восхищаются, когда видят этих стальных красавцев! Так и хочется залезть на него, привести в действие и подудеть =)
Паровозы - это паросиловая установка, двигателем которой является паровая машина, разработки которой началить аж в XVII веке! Со временем паровые машины модернизировались и находили применение в самых разных отраслях экономики, в том числе в сфере транспортных перевозок. С середины XIV века благодаря железнодорожному транспорту экономика некоторых стран начала стремительно развиваться, ведь время транспортировки ресурсов значительно сокращалось, а перевозимый объем только рос.
Паровозы служили человечеству верой и правдой вплоть до середины XX века, пока их постепенно не начали заменять более эффективные тепловозы и электровозы. Оставшиеся экземпляры паровозов в настоящее время используются в основном в качестве музейных экспонатов.
Итак, как же работает это стальное чудо?
Отметим несколько основных узлов паровоза:
- Тендер - вагон с запасами воды и топлива (уголь, дрова, нефть);
- Кабина машиниста с органами управления паровозом и подачей топлива в топку;
- Паровой котел - представляет из себя систему труб, по которым движутся продукты горения, нагревая обволакивающую их воду, которая в свою очередь закипает и превращается в пар;
- Система парораспределения и тяги - паропроводы, золотник распределения пара в порне, сам поршень и рычаги.
Так как паровоз во время своего движения потребляет много топлива и воды, сразу за ним обычно цепляют специальный вагон с тоннами запасов этих ресурсов - тендер. На железнодорожных станциях запасы ресурсов могут пополняться по необходимости. При пополнении запасов особенно обращали внимание на содержание в местной воде солей. Во время кипения воды в паровом котле соли могли откладываться на теплообменных поверхностях котла, уменьшая эффективность передачи тепла от сгораемого топлива воде. Поэтому на железнодорожных станциях в зависимости от характеристик местной воды в тендер добавляли порцию "антинакипина".
Когда топка котла прогрета и давление пара в котле повысилось до определенного значения (от 20 до 60 атм. в зависимости от типа паровоза), машинист медленно приоткрывает клапан подачи пара на золотник. Перед попаданием в золотник, пар перегревается в дополнительном теплообменнике парового котла.
Золотник парораспределения паровоза - это устройство, которое двигаясь в горизонтальной плоскости распределяет пар по двум поршневым камерам. В зависимости от того, в какую камеру был подан пар, поршень будет двигаться в противоположную сторону в горизонтальной плоскости. Отработавший пар при обратном ходе поршня удаляется через дымовую трубу (через которую также удаляются и продукты горения).
Ведущие колеса паровоза соединены с поршнем и золотником системой рычагов, которая распределяет тягу на колеса.
Для лучшего сцепления с рельсами в паровозе предусмотрена система подачи песка прямо перед колесами.
В паровозе есть еще множество вспомогательных систем и писать о нем можно несколько дней, но мы постарались, чтобы вы получили основные знания о его работе как можно быстрее =)
Оставайтесь с нами и поставьте палец вверх, если вы получили новые знания!