Недавно я читала сборник рассказов Франца Вертфоллена "О Кузнечиках", там я нашла рассказ про жизнь опытного синоби, который один за другим забирает жизни влиятельных людей своего общества, "срубая головы у драконов".
Там был очень любопытный момент, который заставляет задуматься: а правильно ли мы видим глобальные события и людей? Насколько этот злодей - злодей, а не спаситель? И насколько воспетые массами личности - спасители, а не дураки.
Господин Вертфоллен здорово играет с твоим восприятием, показывая, как на самом деле мир комплекснее, чем то, что ты о нем думаешь. Только такое чтение учит думать.
_________
Читая рассказ, сначала ты слышишь историю жизни будущей жертвы синоби от одного из придворных:
— …А история та такова. Жил когда-то один наимудрейший сёгун, и было у него два сына. Умирая, старшему отдал он деревянный посох, а младшему – все свои земли и воинов. И ушел тогда старший в далекие страны, а младший остался править. Щедро плодоносили его поля, тучнели его крестьяне и были доблестны его войны. Боялись его враги. Но вот однажды из далеких стран вернулся домой старший сын. И носил он одежду бедную, и имел он имущество скудное. Радушно встретил его младший брат, богато одел, сытно накормил и оставил жить у себя в замке. Однако ушел вскоре старший сын, но лишь для того, чтобы вернуться с огромной армией. И пришла на земли сёгуна война, и пришел с ней голод. Победил старший брат младшего, ворвался к нему в замок, взял себе в жены его жену, отослал сына его в далекие монастыри, и тогда завершил младший брат жизнь свою обрядом сепукку, а старший остался править. Кто-то на это скажет – « не жди от живых справедливости », но мы-то понимаем…
Когда я услышала эту историю, я подумала:
"Жаль! Как это уродливо, что старший брат решил отомстить за нищету и пришел к власти по головам тихих, счастливых людей. Я могу понять: смещать правителя, пусть даже войной, революцией, когда он не справляется и плохо управляет народом. Но ведь младший брат был хорошим сёгуном. За что? Какой старший — гнусный, эгоцентричный человек."
Ранним утром синоби прокрадывается в покои уже постаревшего старшего сына, наносит рассчитанный удар, который медленно убивает сёгуна, но не дает ему потерять сознание.
Ты узнаешь его историю из первых уст.
Правитель спрашивает синоби:
— А что про меня болтают-то?
— Боятся.
— Меня?! Зря – я ведь всегда монахом хотел стать. Потому отец, умирая, и отдал мне из всего наследства лишь деревянный посох. Все остальное – земли, люди, солдаты – брату досталось. А я бы с монастыря и не вылезал, если бы не один тантрик. Он меня убедил, что перед постригом надо обязательно последний раз домой съездить. Я сюда наведался, а тут братец мой такую стабильность развел, что с нее все люди, как мухи дохли. Посмотрел я на них и понял – надо спасать. Так война и началась, хотя я бы и цунами с землетрясением обошелся, но не научили меня на стихии воздействовать. Зато стихии на меня воздействовали сильно – из-за них я решающую битву не проиграл. Так обидно было, все думал – за что брата так? А воины разгорячились, как им объяснишь, что мы эту битву проиграть должны были? Вот и пришлось замок штурмом брать. Захожу, а тут девочка какая-то на колени передо мной – хлоп, а сама страшная – что-то за народ, за сына просила. Зарезаться хотела – мол, не госпожа она больше, мне ее жалко стало. Я и подумал, все равно обет безбрачия дал – отчего бы на такой не жениться?
— А сына ее от брата твоего зачем сослал?
— Да полюбил я его с первого взгляда – мудрый такой мальчонка. Как же я мог его безграничность людской ограниченностью марать?
— А брат что?
— Ничего, пережил половодье.
— Он сказал что-нибудь?
— Карпы, говорит, в нижнем фонтане разжирели.
— А почему сэпукку?
— А так.
Саке кончилось.
— Что-то как-то не по-монашески вышло – зачем ты, сёгун, своим глубочайшим поражением отсутствие поражений сделал?
— Надо же за что-то цепляться, иначе и жить незачем. Кто за победы цепляется, кто за поражения. Я, зато, вон сколько народу смирению обучил.
— Пустое это дело.
— Пустое. Ты, кстати, слева при атаке не заходи. Без руки останешься – непрактично. Чувствую – отхожу я уже – иди и ты – с благословением.
...
____________
И тут ты думаешь, действительно: как неоднозначны люди, как неоднозначна история.
На землях младшего брата все было настолько однообразно, бессмысленно и скучно, что люди начинали болеть и умирать от бездействия (очень похоже на современный мир, когда новые поколения бесятся с жиру и придумывают себе драмы, лишь бы что-то у них в жизни происходило. Потом карманные драмы превращают в реальные проблемы и от них загинаются). Если смотреть в этом ключе, старший брат действительно спас людей от скорби и разрухи, дав им общую цель – победу. "Обучив их смирению". В том смысле, что сражаясь, работая, выживая в битвах, люди смогли наконец увидеть, что у них есть очень большой потенциал для развития. Стали скромнее. Смогли почувствовать себя живыми и начать расти.
Кто с вашей точки зрения сёгун: злодей или хороший человек?
☛Покупайте сборник "О Кузнечиках"
ради захватывающих историй, которые меняют то, как ты видишь мир.
Подписывайтесь на мой канал, читайте разборы, чтобы понять скрытые смыслы книги.
.