Найти в Дзене
Мир моих увлечений

Красота-то какая, лепота: российские фильмы с неожиданно хорошими спецэффектами, часть 2

Оглавление
Пришло время для 2-й части моего тематического списка (1-я здесь). Давайте же посмотрим, как развивались спецэффекты в российском кино в последние 5 лет. Научились ли наши киноделы создавать красивый визуальный ряд? Сейчас узнаем!

Внимание! Я расскажу вам о фильмах, которые смотрел лично, возможно, это будут не все картины, достойные упоминания в данном списке. Если я что-то забуду — напишите в комментариях, всегда рад их читать и узнавать новое!

"Он — дракон" (2015)

Многие назвали данный фильм попыткой перенести "Сумерки" в сеттинг славянского фольклора. Что ж, не лишено основания, однако эксперимент получился, в принципе, удачным. К сожалению, я не являюсь любителем мелодрам и фэнтези, поэтому не могу по достоинству оценить "Дракона", могу лишь с уверенностью заявить, что визуальная часть удалась на славу: солидный бюджет в 18 млн$ позволил создателям разгуляться. В фильме огромное количество красочных и сочных кадров, где хорошо смотрится не только дракон, но и всё окружение. Работа с цветами и эффектами позволила создать неплохую атмосферу славянского фэнтези, но не такого мрачного и реалистичного, как в "Волкодаве", а красочного, цветастого и действительно волшебного.

Фильм неплохо собрал за рубежом, но не нашёл своего зрителя в России. Видимо, не в чести у нас подобные фэнтези-мелодрамы, хотя немногочисленные отзывы были, в основном, положительные. Тем неожиданней было увидеть в, по сути, проходной картине такой качественный визуальный ряд. Компьютерная графика на общих планах едва отличима от декораций, а, так сказать, экшен-сцены выглядят очень сочно. Посмотреть "Дракона" стоит хотя бы ради красочных кадров. Да и драматургия в нём, вроде, нормально работает.

-3

"Экипаж" (2016)

-4

Лента Николая Лебедева, имевшая, по разным оценкам, от 10-и до 12-и млн$ бюджета, считается едва ли не единственной удачной попыткой ремейка советской классики. "Экипаж" был тепло принят как критиками, так и зрителями. К сожалению, отличные актёрские работы Данилы Козловского и Владимира Машкова, хорошо прописанные персонажи и грамотное повествование были слегка подпорчены отсутствием реализма в последнем акте картины. Но как же это было зрелищно и драматично! И речь не только про пересадку из самолёта в самолёт на высоте, которую не раскритиковал только ленивый, но и про кадры извержением вулкана и эпизод с посадкой. Всё это снято очень круто.

-5

Конечно, компьютерная графика заметна в некоторых моментов. Как я уже говорил в предыдущей статье, огонь художники по спецэффектам не научились рисовать до сих пор. Вот и в "Экипаже" языки пламени местами выглядят весьма "графонисто". Но не забывайте, что бюджет картины был пусть и немаленьким для российского кино, но далеко не рекордным, а ведь на главных ролях были именитые актёры. Так или иначе, фильм удался, а его визуальная часть отлично дополнила эпичное и драматичное повествование. Ленту есть за что поругать, однако спецэффекты в этот список определённо не входят.

-6

"Двадцать восемь панфиловцев" (2016)

-7

Пожалуй, с точки зрения визуальных эффектов данный фильм стоит особняком. Сложной производственной судьбе "Панфиловцев" можно посвятить отдельную статью, скажу лишь, что бюджет картины на треть состоял из средств, собранных в ходе краудфандинговой кампании. Всего затраты на производство составили около 1,7 млн$, что даже для российского кино является весьма скромной суммой. Однако авторы смогли сделать то, что не удалось полностью даже создателям "Т-34" с бюджетом в 10 млн$. Они предельно реалистично и качественно показали боевые сцены, в том числе и с участием танков. Конечно, во многом это заслуга проработанного до мельчайших деталей сценария, однако визуальные эффекты также оказали сильное влияние на общее восприятие картины. Знаете, сколько танков было задействовано для съёмок? Ни одного! Вся техника, появляющаяся в кадре, является небольшими подвижными макетами, кадры с которыми были наложены на ландшафт (лишь для статических съёмок был изготовлен один полноразмерный макет). Никакой компьютерной графики в привычном понимании этого словосочетания.

-8

Не подвели и практические эффекты с декорациями: авторы очень реалистично воссоздали окопы и траншеи, позиции орудий и, что очень важно, соблюли расстановку этого всего на поле боя. Все пушки, винтовки, противотанковые ружья и пулемёты здесь стреляют с реалистичной отдачей (во многих эпизодах использовались боевые патроны и снаряды). И танки, как же они прекрасны. До мельчайших деталей проработанные "тройки" и "четвёрки" настолько классно сочетаются с ландшафтом, что невозможно поверить, что это лишь маленькие модели, а не настоящие боевые машины, месящие гусеницами снег и землю. Детали деталями, но как создателям удалось передать массу и габариты танков — я не понимаю. Работа со звуком заслуживает отдельной похвалы. Все попадания в танки сняты предельно реалистично, но с одной оговоркой: в фильме маловато огня. То ли бюджета не хватило, то ли слишком сложно было снять, но в некоторых кадрах языки пламени добавили бы реализма. Может быть, когда-нибудь я напишу статью про этот фильм в целом, а сегодня лишь ещё раз отмечу потрясающее качество его визуальной части. А если вспомнить, какой бюджет был у создателей...

-9

"Притяжение" (2017) и "Вторжение" (2020)

-10

И вновь в списке лента Фёдора Бондарчука, и вновь это фантастическая дилогия. "Притяжение" 2017-го собрало приличную кассу, преодолев отметку в миллиард рублей, и традиционно получило низкие отзывы. Кстати, после обзора одного известного киноблогера рейтинг фильма на сайте "КиноПоиск" упал примерно на 0,7 балла, что немало. Однако даже самые лютые хейтеры не грешили на визуальную часть картины: она получилась просто шикарной. При пусть и не самом маленьком, но далеко не огромным бюджете в 6 млн$, создатели смогли поместить в фильм столько компьютерной графики, что, по их утверждениям, примерно половина всего, что происходит на экране, — это нарисованные эффекты. Чтобы понять, насколько много в картине графики, рекомендую посмотреть официальное видео. Сложно поверить, что абсолютно все общие планы — это результат работы художников. Конечно, в современных зарубежных фильмах графика позволяет творить и не такие чудеса, однако за сумму в 6 млн$ в Голливуде даже трейлеры к подобного рода блокбастерам не снимают.

-11

Сиквел фильма вышел в прокате в самом начале 2020-го года. "Вторжение" имело вдвое больший бюджет и отсутствие какой-либо изюминки. Конечно, фильм нельзя назвать ужасным, но, по-моему, он уж слишком "голливудский" и пресный, мне "Притяжение" понравилось больше. Однако визуальная часть снова была на высоте: сцены стали масштабнее и круче, а графика качественнее. Чего стоит только эпизод поединка с вертолётом, снят он потрясающе. Финальный акт картины в затопленной Москве тоже нельзя обделить вниманием: это было круто. К сожалению, данные кадры уже не вызывают того вау-эффекта, который вызвала сцена падения НЛО в "Притяжении", однако не отметить их нельзя. В любом случае, мы получили качественно снятый и поставленный фантастический фильм с парой интересных фишек. Жаль, конечно, что всё такой же глуповатый и гораздо более скучный, если сравнивать с 1-й частью.

-12

"Салют-7" (2017)

-13

Проигравшая в соревновании за право выхода ко Дню космонавтики "Времени первых" лента ныне весьма известного Клима Шипенко "Салют-7" без труда обошла картину с Мироновым и Хабенским в прокате, да и в целом получилась более удачным фильмом. Можно, конечно, по-разному относиться к значительным искажениям истории (которые были и в фильме про Леонова, только в меньшем количестве), однако авторы этого и не скрывали. Так или иначе, визуальная часть картины, имевшей бюджет в 7 млн$, получилась впечатляющей: здесь и динамичный монтаж, и отличная операторская работа, и просто потрясающего качества компьютерная графика. Реклама не обманула: это действительно уровень "Гравитации" Куарона, пусть и космоса в ней было побольше (но вы сравните бюджеты!). Виды Земли с орбиты и сцены в невесомости выглядят завораживающе, а про красоту кадра с утечкой воды не высказался только ленивый.

-14

Стоит отметить и декорации. Авторы достаточно точно воссоздали убранство космического корабля и самой станции "Салют", внутри которой происходит основное действие. Графика отлично вписалась в антураж, сделав картинку ещё более красочной. Конечно, финал фильма может вызывать вопросы к реализму, однако он является своеобразным гимном покорителям космоса и одой самому межзвёздному пространству — бесконечному, таинственному и прекрасному. Конечно, картина имеет недостатки, в том числе и не связанные с историей, однако посмотреть её можно хотя бы ради визуальной части. Фильм действительно очень красивый и завораживающий.

-15

"Т-34" (2019)

-16

Про этот фильм я уже достаточно подробно писал аж в двух своих статьях. Советую ознакомиться как с первой, так и со второй. В рамках данной подборки скажу лишь, что пусть местами компьютерная графика и режет глаз (бюджет в 10 млн$ для российского кино можно назвать весьма солидным), однако фильм всё равно очень и очень красивый. В нём много натурных съёмок, декораций, в кадре постоянно присутствует настоящая техника. Авторы отлично смогли передать мощь и массу танков, а графика помогла показать мелкие аспекты танкового боя. Конечно, многих очень сильно выбесило обилие сцен с замедленным полётом снарядов, однако мне это понравилось. Нет ни единого фильма, который бы так подробно и реалистично показал танковые бои (все претензии принимаются только после прочтения вами моих статей с подробным разбором). Графика органично дополнила практические эффекты, в итоге представив зрителю масштабный и зрелищный боевик. Смотреть на действительно качественную постановку танковых боёв мне было очень приятно.

-17

"Аванпост" (2019)

-18

Впервые я увидел трейлер этого фильма в кинотеатре, не помню, на каком сеансе. Заинтриговало с первых кадров, однако каковым же было моё удивление, когда примерно в середине ролика я увидел лицо знакомого мне Петра Фёдорова! То есть, это снято в России?! Сам фильм позже произвёл схожее впечатление. Совсем не по-российски выглядели и спецэффекты. При бюджете всего в 4 млн$ авторы растянули прекрасный визуальный ряд аж на 2,5 часа (ходят слухи и о полной версии фильма на 6 или 8 серий сериала). Что тут сказать — всё снято очень стильно, и красочно. Как оказалось, графики в ленте очень много, однако и декорации выглядят достаточно масштабно. Там, где надо, "Аванпост" красочный, где надо — реалистичный, где надо — мрачный. В сочетании с достаточно смелым и оригинальным для нашего кино сюжетом стильный визуальный ряд смог создать действительно мощную и интригующую атмосферу.

-19

Пожалуй, главным недостатком фильма является то, что на момент написания статьи он до сих пор не появился в цифре (а ведь уже почти полгода прошло). Конечно, есть неподтверждённая информация, что всё-таки готовится выход расширенной версии, но кто его знает. В любом случае, мы имеем, пожалуй, лучший российский фантастический боевик и действительно крутое кино даже на мировом уровне. При довольно скромном бюджете авторы снабдили картину просто шикарным визуальным рядом, который действительно вызывает удивление. Конечно, в паре моментов графика заметна, но её в фильме больше, чем вы думаете. Жаль, что такая действительно качественная картина провалилась в прокате, а "Вторжение" сорвало куш...

-20

"Союз спасения" (2019)

-21

Конечно, у данного фильма полно проблем с повествованием, да и вопросы об идеологической стороне никуда не делись, однако глупо отрицать, что техническая часть "Союза спасения" выполнена на высочайшем уровне. Отличным подспорьем авторам послужил впечатляющий бюджет, по некоторым данным составляющий около 1 млрд рублей (примерно 16 млн$). Деньги ушли в дело: приличная массовка, огромное количество аутентичных костюмов и декораций, масштабные кадры и много графики, без которой воссоздать Петербург тех лет было просто невозможно. Конечно, это всё ещё не "Война и мир" Бондарчука старшего, однако "Союз спасения" также смотрится очень масштабно и эпично.

-22

Этот фильм неплохо собрал в прокате, однако отбить свой большой бюджет не сумел. Помешала специфическая тематика и оглушительно успешный "Холоп". Но я уверен, что создатели получили должное: не так уж и много в нашей стране таких эпичных и масштабных картин про Российскую Империю. Одни только костюмы и аутентичное оружие стоят огромных денег.

-23
Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что делать визуальную часть фильмов наконец-то научились и наши киноделы. Мне кажется, пора оставить стереотип о неказистости российских картин в прошлом: теперь и они смотрятся достаточно красиво. Я очень надеюсь, что авторы и дальше будут держать марку хотя бы в этом направлении. Эх, побольше бы хороших сценариев и финансирования для них...