Найти тему

Мега-мечта — железная дорога в Оху

Сахалин — остров небольшой, но живут на нем люди с глобальным размашистым мышлением. Про мост, который должен соединить остров с материком, мы уже сообщали. Кто-то из комментаторов даже заверил, что решение о его возведении принято. И этой новости можно только салютовать шампанским. Но нам этого мало — мы хотим сделать ответвление от железнодорожного пути на мост и проложить рельсы до Охи.

В одной из соцсетей уже начали сбор подписей под обращением к властям о необходимости налаживания железнодорожного сообщения с северной столицей Сахалина. Справедливости ради надо сказать, что «железка» до Охи ранее существовала. Это была узкоколейка (ширина пути 750 мм). Сахалин еще несколько десятилетий назад был в этом плане уникальным регионом — здесь было три типа колеи. Кроме узкоколейки, была еще японская (1067 мм) и общероссийская (1520 мм).

В прошлом году завершилась 10-летняя эпопея по перешивке японской колеи на российский стандарт. А вот узкоколейку порешили еще в начале этого века.

Начало ее истории — 1925 год, когда был построен участок Оха-Уркт, использовавшийся для перевозки нефти. Затем узкоколейку удлиняли, сначала до порта Москальво, через который обеспечивали снабжение северный районов острова. В 1953 году было открыто движение по участку Оха-Ноглики-Катангли. К 2006 году длина узкоколейки составляла 233 километра. По дороге возили людей и грузы.

В советские годы были проекты по перешивке колеи на японский стандарт. Один из них предполагал в 1990—1993 годах переложить участок от поселка Ноглики до села Вал, к 1998 году — довести российскую колею и до Охи. Но после распада СССР планам этим не суждено было сбыться.

Узкоколейку еще несколько лет после 1991 года эксплуатировали нефтяники. А потом и для них она стала непосильной обузой. В 2006-м рельсы демонтировали и сдали на металлолом.

В память о существовании дороги в Охе теперь на вечной стоянке только маневровый паровоз, да и он находится в полуветхом состоянии, никак не могут решиться на реставрацию.

Так зачем охинцы вновь вспомнили о железнодорожном сообщении и хотят его реанимировать? Главный аргумент — всепогодное сообщение и удешевление доставки грузов. До сих пор нефтегазовая провинция Сахалина очень зависит от метеоусловий. Аэропорт не всепогодный, в циклоны, бураны, туманы он закрыт. Автодорога в плохом состоянии, только частично асфальтирована. В снегопады и она ненадежная транспортная артерия. Так что железка не простаивала бы. НО…. В Охинском районе осталось чуть больше 20 тысяч жителей. После нефтегорского землетрясения люди покидали этот район, и он «усох» более чем в два раза. Если сохранять пассажирское сообщение, то наберется желающих ехать от Ноглик до Охи в день на одну мотрису. Да и грузов привезут пару вагонов тех же продуктов, и месяц их будут продавать. В общем, аргументов за экономическую эффективность этой дороги крайне мало. Вспоминают о советских временах процветания Охи тоже немногие. Может, поэтому и не набирает петиция в интернете тысячи подписей? А вот памятник-паровоз надо бы починить.

-2