Найти тему
Findroid

Проклятие (2020) и кризис хоррора.

Проклятие весьма популярная хоррор франшиза, берущая свое начало в далекой и славной Японии. Оригинальный фильм был снят в 2002 году, а спустя два года появился американский ремейк. Именно его я и посмотрел самым первым из всех частей. Тогда, больше десяти лет назад, он меня очень напугал, и я долгое время боялся его пересматривать.

Но сейчас речь не об оригинале, и не первом ремейке, а о свежем перезапуске 2020-ого года. А о нем сказать можно не так уж и много, на самом деле. Но главное - это не Проклятье.

Думаю многие сталкивались с работой ушлых прокатчиков, которые для того чтобы "продать" какой-то не слишком потенциально успешный фильм прилепив к нему название другой успешной франшизы. Например Заклятие.
Тут у нас куда более интересный случай, потому как технически, прокатчики нас не обманывали. В фильме действительно говорится об оригинальном проклятье, но почти уверен что сценарий писался для какого-то оригинального проекта и уже на финальной стадии было решено доснять несколько сцен, кое-что перемонтировать и выдать за часть успешного Проклятия.
Либо, создатель (режиссер и сценарист - один человек), вообще не понимал в чем суть оригинала.

-2

На чем строилось оригинальное Проклятие? Муж убил свою жену и утопил сына, после чего покончил жизнь самоубийством. Каяко, умерев в чудовищных муках и бессильной злобе, породила Проклятие, после чего стала убивать каждого кто войдет в её дом.
В новом ремейке медсестра Фиона, вступила в контакт с японским проклятием и вернувшись домой, в США, убила свою дочь и мужа, после чего покончила с собой. И по какой-то одному лишь автору логике, дух Фионы, её дочери и мужа стали убивать всех кто войдет уже в ИХ дом. По логике оригинального фильма, дух Каяко, после убийства Фионы, должен был вернуться обратно в Японию, но никак не создавать новое проклятие. Откуда вообще возьмется та злоба и концентрат ненависти, если убийство было совершено по принуждению потусторонней силы? В таком случае ВСЕ жертвы Каяко в итоге должны порождать новые и новые проклятия.
Более того, новое проклятие очень любит собственную систему, когда один из членов семьи убивает других.
Это и наводит меня на мысли что изначально это был совершенно другой фильм, который в какой-то момент было решено пересобрать и назвать Проклятие.

И при просмотре этого ремейка, я в очередной раз задумался об определенном застое "кинотеаторного" хоррора. В последнее время крупные кинокомпании полюбили выпускать фильмы ужасов "снятые по методичке". Основы этого положили Заклятие и Астрал, после чего им подражать стали другие киностудии, выкатывая в кинотеатры абсолютно безинтересные фильмы с одинаковым сюжетом и кучей скримеров. Что хуже всего, эти скримеры стали настолько предсказуемы, что даже не работает эффект внезапности, потому что подобные сцены так часто демонстрировались, что предугадать их можно сходу.

Сюжеты так же строятся по одному принципу: семья из нескольких человек переезжает в новый дом, там начинают происходить странные явления, они находят экстрасенса\священника, происходит битва с силами зла и в итоге они побеждают (ну или оставляют намек что все ещё не кончено).
Большинство таких фильмов строится исключительно на скримерах, но из-за их предсказуемости, смотреть подобные фильмы вообще теряет какой либо смысл. Создатели даже не пытаются выстроить саспенс, интригу, а используют дешевые пугалки, к которым быстро вырабатывается иммунитет.
В самих скримерах нет ничего плохого, но это лишь "инструмент". Простой способ подстегнуть зрителя за счет внезапности. Но его нужно использовать правильно, с умом, что делается крайне редко.

Немножко особнячком стоят BlumHouse которые несмотря на относительную дешевизну своих фильмов, порой выдают вполне себе крепкие середнячки на вечерок. В коллекцию их ужасы вряд ли войдут, но и особо о потраченном времени жалеть не будешь.

Так же время от времени выкатываются любопытные "инди"-проекты от независимых студий снятые за копейки, которые пугают на голову, а то и на две выше чем многомиллионные хорроры.

Немного подводя итоги: Хоррор крайне сложный жанр, и одних дешевых пугалок для того чтобы снять что-то по-настоящему интересное мало. Скажу странную вещь, но Хоррору не обязательно пугать и внушать ужас. Ему достаточно, как и любому другому фильму, просто быть интересным. Даже абсолютно глупый, не очень хорошо снятый и сыгранный фильм может быть веселым. Можно смеяться и комментировать с друзьями глупости что там происходят и нелогичности поступков героев.

Что же до Проклятия 2020 и подобных фильмов (Проклятие Плачущей, Монахини, Проклятие "Мэри" и пр), то они настолько шаблонные и похожие друг на друга, что там нечего комментировать. Не над чем смеяться. Они пустые.
Я немножко покривил душой говоря про кризис, ведь интересные фильмы в данном жанре все-таки выходят, просто чаще всего сразу на носителях или в цифре, минуя широкий прокат. И это радует.