Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

СамоИЗОляция: испанский художник предсказал ковид?

Работы Хосе Мануэля Бальестера ходят по сети с подписью "героев известных картин отправили на карантин". Но на самом деле это не так: Бальестер создал свою серию задолго до того, как сотни миллионов людей стали добровольно или принудительно расходиться по домам.

Над серией "Сокрытые пустóты" Бальестер работал в 2007-2012 годах. Он не менял в первоисточниках ничего: только убирал людей. Любопытно, что самыми вирусными (как это двусмысленно звучит в наше время!) стали работы, в которых исчезли не только люди, но и боги: пенорождённая Венера и окружённый апостолами Христос. Хотя отчасти это объясняется тем, что из 22 работ в серии 11 – христианской тематики и одна мифологической.

Листайте карусели, чтобы увидеть первоисточники и другие работы Бальестера! Я собрала для вас 53 изображения, и бóльшая часть спрятана в каруселях!

На первый взгляд, эта серия кажется смешной или, как минимум, ироничной – особенно с тех пор, как обросла новым прочтением, – но, как говорит сам Бальестер, "по более вдумчивом рассмотрении, нетрудно найти трансцендентность и множество возможностей для интерпретации этих работ как в отрыве от первоисточника, так и в связи с ним".

Вообще я не специалист в национальной психологии, но, чем больше изучаю искусство Испании, тем чаще думаю, что у испанцев какие-то особенные отношения с трансцендентным. А ещё с пустотой. Вот и Сальвадор Дали ещё в студенческие годы говорил, что намерен посвятить себя изображению пустоты, а не объектов, как все остальные...

В карусели ниже спрятаны картины Боттичелли и Бальестера, вдохновлённые особенно актуальным в наши дни "Декамероном" Боккаччо!

Вот и "Сокрытые пустóты", как следует из названия серии, посвящены именно пустоте, обычно заполненной людьми. Похоже на фотографии опустевших городов, закрытых на карантин, правда? Так художник и подчёркивает значимость персонажа для сюжета картины, и обращает внимание на то, что обычно воспринимается просто как фон, достойный разве что беглого взгляда, и приоткрывает дверь в мир постапокалипсиса – или в весну 2020.

Интересно, есть термин "испанская тоска"? "Испанский стыд" знаю, а про испанскую тоску не слышала. Хотя и регулярно сталкиваюсь с её отголосками. Например, в работах Бальестера. Причём не только из серии "Сокрытые пустóты". Этот художник и фотограф вообще переполнен пустотой – гнетущей, тревожной, зовущей, сосущей, тоскливой...

Бальестер родился в Мадриде в 1960 году, в 1984 году получил диплом художника и отдал себя работе в духе итальянской и фламандской школ XV и XVIII веков. Комбинировать живопись с фотографией он начал в 1990 году и тогда же – выставляться на монографических выставках (то есть выставках одного художника).

Хосе Мануэль Бальестер на выставке в Casa de América © Фото Marina Fertré
Хосе Мануэль Бальестер на выставке в Casa de América © Фото Marina Fertré

Вряд ли Бальестер испытывал нехватку профессионального признания: список галерей, где хранятся его работы, не уместится на одной странице, да и список наград тоже. Но широкая мировая слава пришла к художнику только сейчас. Ещё бы! Не каждый может похвастаться тем, что так виртуозно предсказал будущее.

А вы видели работы Бальестера в сети? Изменилось ли ваше отношение к ним после прочтения моей статьи?