Найти тему

Как учили в ПТУ после войны

(Этот канал посвящен детству. Мой тесть, Иван Андреевич Губарь, написал воспоминания о своем детстве в послевоенной белорусской деревне. Мне они настолько понравились, что я решил познакомить читателей с отрывками из этой книги).

В январе 1959 года я где-то услышал, что в 25-ти километрах от Сельца в деревне Рудаков Хойникского района работает училище механизации, которое готовит для нужд сельского хозяйства механизаторов по специальности «тракторист-машинист широкого профиля».

Училище механизаторов сельского хозяйства. Деревня Рудаков. Я  (внизу) и Володя Бут (Пипка)
Училище механизаторов сельского хозяйства. Деревня Рудаков. Я (внизу) и Володя Бут (Пипка)

Это подходило мне по всем параметрам. Прежде всего, существовала реальная возможность получить хорошо оплачиваемую и пользующуюся уважением сельчан специальность. Не последнюю роль сыграло в моем выборе и то, что поступить можно без всяких экзаменов, более того - обучение в училище было бесплатным. Выдавалась вполне приличная форма одежды. Курсанты обеспечивались трехразовым питанием.

Из-за отсутствия общежития мы жили на частных квартирах, а оплату за жилье осуществляло училище. Вскоре первый серьезный самостоятельный шаг в большой жизни был сделан. В течение 11 месяцев я и мои товарищи Андрей Казаченко, Володя Бут (Пипка), Коля Мироненко (Довбун), Андрей Казаченко (маленький) осваивали премудрости механизации сельского хозяйства.

Материально-техническая база в училище была хорошей, что в сочетании с качественно подобранным преподавательским, особенно инструкторским, составом, давало возможность получить глубокие знания изучаемых предметов. Наряду с изучением материальной части комбайнов, тракторов и других сельскохозяйственных машин, нам давали основы агрономии, слесарное дело, чтение чертежей и другие дисциплины.

Не знаю, чем объяснить тот перелом, который произошел в моем сознании, но теперь я относился к изучению предметов совершенно по-иному, чем в школе.

Как ни странно, но я перестал пропускать занятий. Появился интерес к изучаемым предметам. Соответственно качественно изменилась и оценка моих знаний. Более того, я впервые почувствовал, что для лучшего усвоения отдельных предметов требовались более глубокие знания того, что давалось в средней школе.

Именно находясь в училище механизации я впервые реально почувствовал необходимость самостоятельно наверстывать упущенное в развеселые школьные годы. Возможно, тогда первый раз с огорчением почесал затылок и весьма нелестно отозвался о себе. В дальнейшем чесать затылок мне придется часто, но очень хорошо запомнилось, как и когда это случилось впервые. Наверное, это и называется «взялся за ум».

А пока я с головой ушел в освоение сельскохозяйственной техники. Занятия длились почти весь день и только поздно вечером, после ужина в столовой училища, курсанты возвращались по своим квартирам.

Спали все в одной комнате. Мне выпало счастье спать на канапе, а остальные спали «впокат» на полу. На выходные, как правило, все разъезжались по домам. Вначале это были пешие прогулки. Выходили после обеда и, отмахав 25 км, поздно вечером появлялись дома.

Как же приятно после недельного отсутствия почувствовать себя в кругу родных и близких. Не знаю почему, но пока была жива мама, меня всегда очень сильно тянуло домой, правда, не всегда это получалось. В воскресенье вечером, чтобы не опоздать в понедельник на занятия, мы возвращались в деревню Рудаков. Занятия начинались в 9.00, а за опоздание нужно было объясняться с мастером группы.

Конечно, во время обучения в училище хватало всяких забавных случаев, но о них - в следующий раз.

(Полный вариант книги Ивана Губаря "Однажды в детстве, после войны" можно прочесть здесь - https://author.today/work/61027)