Всего 140 километров от Судака до Бахчисарая через горы! Два дня на велосипеде - и я в столице Крымского ханства. Первые же километры показали мне, насколько я был наивен...
Начало здесь: Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Глава 9 | Глава 10 | Глава 11 | Глава 12 |
Подошёл к концу комфортный Судакский отдых в люксе. Уложен багаж, заряжены батарейки, жена с Богом отправлена на такси в аэропорт. Всё, больше меня здесь ничего не держит, впереди 150-километровый бросок через Крымские горы в Бахчисарай. Как окажется позже – самый сложный отрезок пути. Но пока я этого не знал, был полон оптимизма и мечтаний.
Мне всегда хотелось очутиться внутри Крымских гор. Сколько раз я проезжал по дорогам через них, вдоль них и около них. Забирался на Ай-Петри, лазил по окрестным скалам Бахчисарая. Но хотелось дикой горной страны. Хотелось прикоснуться к горам так близко, как только это возможно. Хотелось подняться на яйлу, под самое небо и вдохнуть полной грудью этот воздух!
Разные навигаторы показывали разные варианты маршрутов. Maps me, и, что удивительнее всего, open street map показывали обходной маршрут через Старый Крым. Последний мне, конечно, интересен, но хотелось бы в горы. Неожиданно искомый маршрут через горные кручи проложили Яндекс Карты. Вот это поворот! По нему и поехал.
И буквально с первых метров понял – легкой дороги не предвидится. Наивный, я надеялся приехать из Судака в Бахчисарай за два дня. А что – там ведь навигатор показывал «всего» 150 километров – по 75 в день, первый день в горы, второй день с гор – и вот я в Бахчисарае. Ну да, вот прямо сейчас.
Горные дороги показали свой характер с первых же километров, когда я из Судакской долины стал перебираться по шоссе в соседнюю Кутлакскую. Это долина западнее, в ней лежит село Весёлое. И дорога туда выдалась весёлой. Обхохочешься просто.
Эта двухполосная дорога – продолжение Южнобережного шоссе. Она начинается в Алуште и проходит вдоль всего побережья вплоть до Керчи, местами уходя немного вглубь полуострова, но не сильно – горный хребет Главной гряды она не пересекает. И эта дорога – кратчайший путь из той же Алушты в приморские посёлки и в Судак.
На дороге был довольно плотный трафик, но надо сказать спасибо всем водителям – обгоняли очень аккуратно, хотя места было впритык. Иногда даже не лезли на обгон, а ехали сзади (благо, на спуск), пропуская встречных и выходя на обгон только при свободной встречной полосе. Низкий вам поклон, друзья!
До села Къутлакъ дорога шла почти всё время в гору, но вот впереди показались домики и открылась долина. Пять минут счастья на спуске – и очередной подъём, по круче прежнего. Проблема таких подъёмов – раскалённый на солнце асфальт. Меня спасал ветерок, но жар снизу очень хорошо ощущался. Вода уходила литрами. Но какие там виды! На каждой шпильке я сходил на обочину и доставал фотоаппарат.
Дорога из села Къутлакъ дальше вела по отрогам гор Аян Тепе и Кызыл Кая к селу Капсихор в Капсихорскую долину. По крымским мерким обе эти вершины уже серьёзные горы с высотами до 500 метров, а дальше за ними лежала настоящая горная страна с высотами до 800 метров. Я продолжал путешествие по старинным Генуэзским владениям, рассчитывая пересечь сегодня границу Генуи и Крымского ханства. Не получилось, но обо всём по порядку.
Кутлакъ - село не курортное. Оно лежит “на спине” горы, в красивой долине, и до моря отсюда довольно прилично, хотя его видно - вон оно внизу, блестит бирюзой. К морю идёт дорога, но это почти два километра без единого деревца, в разгар сезона - под палящим солнцем. Пешком этот путь проделывать очень тяжело, машина есть не у каждого, общественного транспорта в селе нет. Да и мало приятного после морских ванн трястись в душном автобусе, особенно учитывая состояние общественного транспорта в Крыму. Если верить историкам, то на берегу долины лежал античный порт Афинеон.
Сегодня Кутлакъ носит название Весёлое и формально я ещё не покинул территорию Судака - село входит в состав Судакского горсовета. Своего исторического названия село лишилось в 1945 году, когда единым махом были переименованы множество сёл и городов Крыма - нужно было стереть память обо всём татарском. Но на переименование огромного количества топонимов и гидронимов у властей запала уже не хватило.
Это село очень старое. Вернее, не просто старое - оно древнее. Первое античное поселение на этом месте - Кутлакская крепость - появилось ещё в I веке до нашей эры. Примерно по этим землям в те годы проходили границы Боспорского царства. Дальше судьба Къутлака типична для этих мест - поочерёдная принадлежность Генуэзской торговой республике, Кефинскому каймаканству Османской империи, короткий период Крымского ханства и, наконец, владения Российской империи. После депортации крымских татар в 1944 году Кутлакъ заселяли переселенцами из Краснодарского и Ставропольского краёв Российской Федерации и юга Украины.
Но Кутлакъ остался позади - впереди, между скалами Кызыл Кая и Кутур Оба, петляла дорога на Капсихор. И спуск в Капсихорскую долину - второй эпичный спуск за день. Ветер в ушах, солнце в затылке - вперёд, к морю! Название-то какое красивое - Капсихор. Месье Бертье-Делагард утверждает, что впервые люди - потомки готов и алан - появились в этой долине в VIII – IX веках. Это удивительные места, которые помнят огромное количество народов - готы, хазары, византийцы, генуэзцы, турки, крымские татары... Документированная история Капсихора начинается с 1381 года - тогда он впервые появляется в документах банка Святого Георгия в Генуе.
Из тех же банковских выписок мы узнаём, что эти места управлялись братьями Ди Гуаско - Теодоро, Андреотто и Диметрио. Управлялись весьма своевольно и своенравно. Беззаконие, притеснения простого народа, “использование служебного положения в личных целях” - полный набор местных царьков. Здесь же, на мысе Чобан Куле (или Агира, или Башенном) находилась и резиденция “братков” - замок Тассили. Отец этой весёлой троицы, господин Антонио, силой оружия подчинил себе большую часть капитанства Готия, оставив деткам неплохое наследство. Последние, как я уже говорил, впаяли местным четыре вида налога (разумеется, собственных, и ни с каким бюджетом они ничем не делились) и вчинили свой суд и расправу. Это же прямое покушение на власть консула Солдайи! Так думал и консул Солдайи - господин Христофоро ди Негро, чей род богатством и титулами мог уложить род ди Гуаско на шесть братских лопаток разом. Между ними даже случился открытый конфликт. Кавалерий (начальник полиции) Солдайи господин Микаеле ди Сазели со своей курией не был допущен в селение Скути (Ускут, он лежал у меня дальше на маршруте) для снятия позорных столбов и виселиц, самовольно установленных ди Гуаско.
Дальше просто классическое развитие сюжета. Христофоро ди Негро, возмущённый подобными действиями, обращается за помощью в Каффу к консулу Антониото ди Кабелла. Но деньги в виде взяток, как мы знаем, творят чудеса в любые времена. Ди Гуаско вручили их нужным людям - и Ди Негро остался с носом. Возмущённый консул Солдайи грозится судом в самой Генуе, но... Но все вопросы были одним махом решены совсем с другой стороны. Османский султан Мехмед II Завоеватель решил, что довольно итальянцам пробавляться торговлишкою на Чёрном море. В мае 1475 года он снаряжает флотилию к Крымским берегам. Триста человек - самых видных нобилей Каффы - турки просто казнили, а взяточника ди Кабелла отправили на галеры, где он и умер осенью того же года. Ди Негро погиб при штурме Солдайи, защищая свой город до последнего. А вот что сталось с братьями Ди Гуаско - никто не знает.
Но Бог с ними, с этими Ди Гуаско! Рокеры всего мира — это же ваша Мекка! Здесь родилось “Кино”. Да нет, братьев Люмьер здесь никогда не было, а вот Виктор Цой со товарищи именно здесь, в Морском, создали легендарную группу. И не просто создали группу, а дали в Морском первый концерт. Здесь, на берегу Чёрного моря, у палатки, началось серьёзное обсуждение многочисленных организационных проблем новой группы. Тогда же возникло первое название группы — «Гарин и Гиперболоиды», которое впоследствии заменили на «Кино».
В Морском же произошёл со мной забавный и весьма огорчительный для меня случай. Я захотел скушать чебуреков перед атакой горных серпантинов. Нашёл единственную чебуречную, заказал парочку чебуреков и попросил поставить телефон на зарядку. За чебуреки расплатился сразу. Пока я доедал свой второй завтрак, к хозяину кафе зашла в гости мадам, оказавшаяся его мамой. По речи я тут же определил национальность. И вот наступила пора прощаться и забирать телефон. Мама на чистом татарском молвит сыну: “Возьми с него 50 рублей за зарядку телефона”. Я, разумеется, диалог прекрасно понимаю, но виду не подаю, и, слегка притормозив, не спешу ретироваться - интересно же, чем дело кончится. За почти 3 недели отпуска это первый случай, когда с меня деньги попытались стрясти. Сын даже опешил и тоже на татарском, думая, что я ничего не понимаю, отвечает, что так не годится. Мама настаивает - это бизнес, а ты шляпа. Сын мрачнеет, но продолжает сопротивляться. Я не выдержал, подошёл к мамаше и положил ей на стол 50 рублей. Думаю, такими круглыми глаза у неё давно не были. После фразы “Санъолунуз. Чебурек пек лезетли эди. Бу ахчы мен сезге телефон ичюн калдырам. (Спасибо. Чебуреки были очень вкусными. А эти деньги я оставляю вам за телефон) мама поперхнулась чаем. Надеюсь, её это чему-нибудь научит. Сын от стыда (кабан килограмм на 120 и под 2 метра ростом) стал краснее ялтинского лука и готов был сквозь землю провалиться. А мне так за державу обидно стало - слов нет.
Здесь, на мысе Чабан Куле и начались мои приключения! К чёрту историю - даёшь треш и адок горных велопутешествий! Первую свинью мне подложили Яндекс Карты. Оказывается, с отсутствующим интернетом они не умеют прокладывать веломаршруты. Ну не отказываться же мне от такого путешествия из-за эдакой безделицы? Достаём из загашничков OSM и прокладываем маршрут, но не целиком, а по точкам и по памяти - и пока что продолжаю двигаться по дороге дальше, к селу Ускут. К легендарному, я бы сказал, селу Ускут.
Дорога от Капсихора до Ускута закручивается какими-то просто немыслимыми виражами и петлями. И постоянно идёт на подъём, потому что идёт не ровно вдоль берега, а постоянно огибая скалы и хребты, уходит от него чуть в сторону. И вот он - Ускут. Тут я не стал спускаться круто к морю, а взял сразу круто в горы - и началось. Село Ускут лежит вдоль реки Ускут, террасами спускаясь по долине к морю. И пока я ехал по селу, я ехал вдоль этой чудесной речушки, которая, судя по следам, во время паводка может натворить немало дел. Дорога постоянно шла на подъём. Альтиметр показывал уверенный набор, средняя пока ещё держалась на уровне 10 км/ч, я по-прежнему был полон оптимизма. Пекло, конечно, знатно. Но воды было много, попадались родники, вокруг расстилались свежеозеленевшие виноградники, в общем ехать было одно удовольствие. Визуальное. Физически было тяжеловато, и стали попадаться участки, которые я брал пешком.
Я знал, что высшая точка моего путешествия лежала примерно на высоте 1100 метров НУМ. И показания альтиметра продолжали радовать - я шёл уверенно вверх. Средняя упала до 7 км/ч, но я всё ещё ехал. Как вдруг... Как вдруг дорога, взобравшаяся примерно на 640 метров НУМ, круто пошла вниз. Местами настолько круто, что приходилось слезать с велосипеда и идти пешком, чтобы не свернуть себе шею на спуске. Виноградники и волшебный (действительно волшебный, в этом я убедился на следующий день) лес уже не радовали - дорога уверенно шла вниз - 600, 550, 500, 450 метров НУМ. Это означало, что эти метры мне снова придётся отыгрывать на подъём! В конечном итоге так и получилось - я воткнулся в настолько крутой подъём, что пришлось буквально впрягаться в велосипед - какой там просто вести его рядом?! И дорога шла по крутому каменистому склону, камни постоянно осыпались. Солнце клонилось к закату - я стал догадываться, что за 2 дня я эти 150 не сделаю.
Итогом скитаний первого горного дня стало озеро Хун. Дальше ехать сил не было, хотя до конечной запланированной точки того дня - туристической стоянки Ай Алексий - оставалось километра три. На следующий день я полностью вкусил прелесть этих трёх и ещё 8 километров, но сейчас единственным желанием было просто плюхнуться на землю и уснуть. Готовить ужин или разводить костёр не было сил. И вороне таки Бог послал кусочек сыру: на берегу сидела хлебосольная тёплая (во всех смыслах) компания, которая угостила меня прекрасным ужином, шашлычком и коньячком. Через полчаса после моего приезда они уехали, и я остался один на один с озером, плескавшейся в нём рыбе, розовым закатным солнцем, и нависшей надо мной горной грядой Караби Яйлы.
Ветра не было. Костерок я всё-таки развёл. Солнце село резко, как это бывает только в горах. Огонёк костра остался единственным источником света на километры вокруг. Мир сузился до размеров маленькой озёрной долинки, соседнего виноградника и окружающих гор. Вместе с наваливающимся сном проносились мысли о незыблемой и вечной красоте этих мест. Уеду я, уедут другие - а эти горы стоят тут сотни тысяч лет. И простоят ещё столько же. Спать...
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Проект "Путешествия"
Цикл "Крымская авантюра"
Глава 1. Флирт с судьбой | Глава 2. Добро пожаловать в Краснодар! | Глава 3. День первый | Глава 4. День второй, или из Кубани на Тамань | Глава 5. День третий или у парома выходной | Глава 6. День 4, или "Он едет из Тамани в Крым" | Глава 7. Феодосия: от Каффы до Кефе | Глава 8. Первый горный переход: Феодосия - Коктебель - Судак | Глава 9. Жизнь в Новом свете | Глава 10. Не такой уж он Алчакъ! | Глава 11. А пойдёмте в горы? Тут не далеко! | Глава 12. Наследие старой Генуи