Скоро 75 годовщина взятия города Пиллау (сегодня - город Балтийск). 25 апреля 1945 года эта дата считается окончанием Восточно-Прусской наступательной операции. Именно в этот день пал последний крупный оплот фашистов – хорошо укрепленный порт Пиллау. О малоизвестных эпизодах тех жестоких боев рассказал директор Историко-художественного музея, автор книги «Хроника штурма Пиллау» Сергей Якимов.
НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА
Первая попытка взятия Пиллау потерпела фиаско. Порт хотели штурмовать еще в феврале, однако немцы нанесли упреждающий удар.
- Войска 1-го Прибалтийского фронта, которыми командовал генерал Баграмян, получили приказ 20 февраля начать наступление на Пиллау, взять этот город, а также Фишхаузен (сегодня – Приморск). Однако немцы 19 февраля перешли в контрнаступление, отбросили наши войска и пробили коридор между окруженным в то время Кёнигсбергом и Пиллау. Им тогда удалось вывести по нему из Кёнигсберга сотни тысяч человек гражданского населения.
По словам Сергея Якимова, немецкая группировка была в то время очень сильна. Только под Хайлигенбайлем (нынешним Мамоново) стояло тогда 22 дивизии – впоследствии, к слову, окруженных и уничтоженных.
- Полной блокады немецкой группировки в Восточной Пруссии нашим добиться не удалось, - продолжает историк. – Немцы не чувствовали себя окруженными, они в полный рост использовали Балтийское море для снабжения своих сил. Сталин не разрешил использовать на Балтике большие корабли, а торпедные катера не могли целиком и полностью выполнить миссию.
ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
После взятия Кёнигсберга основные усилия Красной Армии в Восточной Пруссии были направлены на овладение Пиллау. Но это был крепкий орешек. Город окружали три пояса противотанковых рвов, множество дотов, дзотов, траншей. Вся территория была хорошо пристрелена.
Также помощь оказывали и немецкие корабли, стоявшие на рейде – их артиллерия приносила нашим наступающим частям серьезный урон, а на поддержку нашей авиации, надежд не возлагали из-за пасмурной погоды, к тому же не стоило забывать про немецкие силы ПВО. В районе Пиллау было сосредоточено около 30 зенитных батарей. Немецкие зенитчики были настоящие мастера своего дела.
Еще одним элементом обороны была подземная железная дорога, которая соединяла Пиллау и Фишхаузен.
- Эти данные я буквально на днях обнаружил в архиве, в одном из донесений советской разведки, датированным декабрем 1944 года. Оно основано на допросе военнопленных, - рассказывает Сергей Александрович. – С подземной железной дороги были выходы наверх, в казематы, где были оборудованы артиллерийские и пулеметные позиции. По подземке доставлялись боеприпасы. Сейчас вся эта система забетонирована.
БРОНЕПОЕЗД, КОТОРЫЙ ХОДИЛ ПО КРУГУ
В Восточно-Прусской операции активно использовались бронепоезда – сеть железных дорог на этой территории 65 лет назад была развита лучше, чем сейчас. Нашим войскам немецкие локомотивы доставили многих хлопот. Последний из них был уничтожен перед самым штурмом Пиллау в районе нынешнего поселка Шиповка.
- Наши летчики давно охотились за этим бронепоездом, - говорит Сергей Якимов. – Он мотался по круговому маршруту, который и сегодня существует, соединяя Калининград, Зеленоградск, Янтарный, Балтийск. Долгое время был неуловим, но ближе к 20 апреля попался. На 12-м заходе накрыли его бомбовым ударом.
ТРОФЕЙНЫЕ КОМАНДЫ
Неотъемлемой частью наступления Красной Армии была работа трофейных команд. Понятно, что Восточная Пруссия представляла большой интерес с точки зрения культурных, да и не только культурных ценностей, поэтому специальные подразделения шли сразу за боевыми частями. А иногда… перед ними.
- Был такой город – Ширвиндт, недалеко от границы СССР, сейчас это поле в Краснознаменском районе, - продолжает историк. – Так вот, наши взяли его без особых проблем. И вот почему. Трофейные команды – а это обозы, обозы и еще раз обозы – по ошибке вошли в Ширвиндт, думая, что он уже взят нашими войсками. Оказалось, что там немцы. Но фашисты, увидев, что в город въезжают русские обозы поняли, что дело швах – если уж обозы едут! - и отступили.
Хватало трофейных команд и на подступах к Пиллау. Иногда боевым частям приходилось расчищать себе дорогу с помощью танков – сталкивать грузовики с узкой дороги в кювет.
- Немцы вывезли в Пиллау огромное количество ценностей, - заключает Сергей Якимов. – Судьба многих не известна до сих пор.
ЖЕСТОКИЕ БОИ
Бои за Пиллау были очень кровопролитными и тяжелыми. Немцы сопротивлялись изо всех сил – у них не было другого выхода. 11-я гвардейская армия, которая брала город-порт, понесла тяжелые потери. Сергей Якимов рассказывает такой случай:
- После взятия Кёнигсберга в городе расположилась 50-я армия, позднее переброшенная на Дальний Восток на войну с Японией. И через несколько дней в Кёнигсберге началось некоторое оживление – открылись парикмахерские, магазины. Но после взятия Пиллау в Кёнигсберг перебросили 11-ю гвардейскую армию. Ее бойцы были настолько ожесточены потерями при Пиллау, что в Кёнигсберге были введены драконовские законы. Все, понятное дело, закрылось.
Штурм Пиллау до сих пор хранит множество загадок. В своей книге «Хроника штурма Пиллау» Сергей Якимов, на протяжении нескольких десятилетий изучающий историю города, раскрывает многие секреты. К сожалению, тираж книги очень мал и сегодня ее уже не встретить на книжных прилавках Калининграда.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Также к Вашему вниманию, представляю не менее интересные статьи.
Что таят в себе подземелья. Тайны и легенды прусского города Пиллау. Часть 1.
Что таят в себе подземелья. Тайны и легенды прусского города Пиллау. Часть 2.