Найти в Дзене
Медиапалуба

Все оплатим из бюджета

Отечественное судостроение вместе со всей страной самоизолируются. И если нерабочую неделю с 30 марта по 5 апреля корабелы восприняли "со скрипом", но с пониманием, то месяц самоизоляции грозит всей отрасли срывом сроков, в том числе по гособорнзаказу и огромными убытками. А кораблестроительная отрасль и без того не отличалось пунктуальностью.

Атомный ледокол "Арктика", сроки сдачи которого сдвигали три раза и все равно их сорвали
Атомный ледокол "Арктика", сроки сдачи которого сдвигали три раза и все равно их сорвали

Напомним, основная часть предприятий сейчас находится на вынужденном простое. Несдача заказов в срок грозит верфям существенными штрафами, потому как суда не смогут выйти в расчетный срок на работу, не будут приносить заказчикам прибыль. Те в свою очередь не смогут выплачивать кредитные обязательства. А в итоге все издержки так или иначе придется компенсировать или из госкомпаний (читаем из бюджета) или из непосредственно бюджета.

Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев, комментируя ситуацию с недельным простое заявил: «Мы же не можем просто нажать на кнопку и выключить завод. Поэтому некоторые специалисты, которые занимаются обеспечением деятельности завода как опасного производственного объекта, работать будут. Какими будут убытки нашего предприятия в связи со следующей нерабочей неделей, пока сказать сложно, но они точно будут».

Поясним, речь идет о специалистах, которые отвечают за поддержание жизнедеятельности предприятия, а не за производственный процесс.

Хотя для некоторых верфей простой - это единственный способ обосновать срывы сроков сдачи.

Уронили рубль - компенсируйте бюджетом

Второй фактор, который наверняка окажет влияние на исполнение заказов - это обвал курса рубля.

Головной траулер проекта SK-3101R
Головной траулер проекта SK-3101R

Не так давно Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" потребовал пересмотра контракта с рыболовецким колхозом им.Ленина на строительство серии из трех траулеров проекта SK-3101R из-за проблем с проектной документацией. При этом верфь предусмотрительно не отдает последнее, третье судно заказчику. Сумма претензий составляет 1,6 млрд руб. Но верфь по этому заказу хотя бы сделала основные закупки оборудования, которое все иностранного производства.

Но сейчас практически все российские судостроительные и заводы оказались перед проблемой повышения курса валют. Сумма контракта в рублях осталась прежней, тогда как стоимость оборудования выросла на более чем 30%. Похожая ситуация и с судоремонтными контрактами, особенно в сфере госзаказа. Подрядные компании и заводы, которые выиграли тендеры до обвала сейчас пытаются найти средства, чтобы компенсировать убытки или вовсе отказываются от исполнения обязательств, разрывая договоры.

Сумеет ли выжить отрасль после таких потрясений - посмотрим, когда выйдем из самоизоляции.