Все те, кто прошел Афганскую войну, не станут отрицать, что одна из устойчивых ассоциаций той войны - это ишак. Есть такая расхожая шутка, что осел - это звание, а ишак - должность.
Действительно, можно сказать, что в то время Афганистан ездил на ишаке. Ишаков было огромное количество, особенно в "зеленке". И, надо сказать, осел ослу рознь. Все ишаки были разные. Они различались по окраске, габаритам, голосу, поведению.
Местные жители передвигались на этих животных, грациозно и гордо восседая на их спинах.
Часто они возили на них грузы.
Ишаки, как правило, паслись сами по себе и были доступны всем желающим. Этим зачастую пользовались и мы, бойцы ДШМГ пограничных войск. Использовали их для перевозок наших грузов - ранцев, ящиков с патронами и "выстрелами", емкостей с водой и т.д.
Ездили на них и сами.
Учиться управлять этим "транспортным средством" приходилось на ходу. Надо отметить, "вождение" ослом требовало просто немыслимых навыков. Первое время удивляло то, что афганцы ездят на ослах без каких-либо уздечек. Мы хорошо знали, как управляют лошадьми, там без узды никак. А тут - сидит ашнак на осле, ничего (или почти ничего) не делает, а ишак везет его куда нужно. Но, как известно, все гениальное просто. И тут я попрошу воинов-афганцев прояснить вопрос с управлением этим ТС в комментариях!
Есть такая поговорка - упрямый, как осел. До того, как я узнал этих животных, не очень понимал суть этой поговорки. Расскажу такой случай. Как-то нам нужно было передислоцироваться. Дело было днем. Мы, по привычке, отловили всех близпасущихся ослов для использования в качестве гужевого транспорта. Поймали трех ослов, а это уже успех. Нагрузили их по полной.
Ну, и вроде, тронулись. И тут один из ослов, самый маленький по размеру, упал "замертво". Упал и, казалось, не дышал. Мы его "потормошили" с пристрастием, ничего не действовало, ишак лежал с закрытыми глазами, практически бездыханно. Ну, подумали мы, сдохла животина. Ничего не поделаешь. Груз с него сняли, водрузили на себя и пошли дальше. Как только мы отошли на "безопасное расстояние", наш "дохлый ишак" резво вскочил и крупным галопом поскакал восвояси. Развеселил случай, посмеялись от души. И стало понятно, что осел - животное не только упрямое, но и хитроумное.
Ну, и конечно, ночи в Афганистане. Они всегда были ярче, чем дни. Мины - осветилки, сигнальные мины, трассера, яркое безоблачно-звездное небо и звуки, разноголосье местных животных и зверей. И, в первую очередь, это разнообразие ослиного "иа". Каких только тембров и тональностей этого самого "иа" не было. Это просто музыка. Казалось, что ослы говорят меж собой и прикалываются над нами. И смеются. В-общем, ночи были веселыми. Если бы не звуки выстрелов и линии трассирующих пуль, то можно было бы и подзабыть, что находишься на войне.
Одна из самых популярных фотографий на Афганской войне - это "репродукция картины Васнецова "Три богатыря". Думаю, что среди читателей данной статьи найдутся те, у кого тоже есть такие фотографии. Если поделитесь, будет интересно.