Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

ЖАЖДА ЖИЗНИ ВАН ГОГА

И что вообще такое настоящий безумец?

Это человек, который предпочел скорее сойти с ума - в социально принятом смысле, - чем пойти против некоей высшей идеи человеческой чести

(А. Арто)

Голландский чудак, Винсент ван Гог, всю свою стремительно промчавшуюся жизнь не подозревал, что станет Ван Гогом. Тем самым прометеем, кто вколет тюбики чистых красок в вены привыкшему ко всему человечеству. Я тут нарисовал звёздную ночь (пришлось работать с прикреплённой к шляпе свечой), ирисы, несколько подсолнухов, четыре лодки на берегу на 30, - пишет он своему брату Тео, - может, тебе понравится, возможно, удастся что-нибудь продать...

Винсент Ван  Гог Звёздная ночь, 1889
Винсент Ван Гог Звёздная ночь, 1889

Одинокий, не понятый почти никем при жизни, отверженный, нищий, питающийся кофе и хлебом, он продолжал работать. Ты что дурак? - крутили у виска те самые хлебопашцы, несладкую долю которых он хотел показать всему миру. - Иди займись делом!

Читая такое житие сегодня, из 21 века, плачешь. По настоящему вдруг видишь себя насекомым... По настоящему вдруг находишь себя в Ван Гоге - это же про меня, это и есть человек на земле... Если хочешь остаться человеком, ты "огребешь по полной", будешь сумасшедшим изгоем, которого если и полюбят, то только мертвым. По настоящему вдруг осознаешь, что даже то озарение, которое ценой своей жизни подарил всем неистовый Винсент, быстро проходит. И спустя век отдавший все свои краски нам художник становится лишь броским фоном в песне про лабутэны.

Винсент Ван  Гог Автопортрет (фрагмент), 1888
Винсент Ван Гог Автопортрет (фрагмент), 1888

Книга американца Ирвинга Стоуна (его дебют в литературе, между прочим) о Ван Гоге, на мой взгляд, - идеальна. Это мощнейший выстрел в самое сердце читателя [еще] живым настоящим художником. Читая художественное жизнеописание Винсента Ван Гога, ты словно видишь его, беседуешь с ним, присутствуешь при каждом повороте его судьбы. Видишь, но ничего не можешь изменить! Книга оживляет умершего, а читатель становится бесплотным всезнающим духом, который никак не может докричаться до живущего.

"Бедный, бедный, добрый, отдающий последнее встречным несчастным "Фу-Ру" (Fou-Rou - "рыжий дурак", франц.)! Утешься, все не зря, тебя все поймут, ты будешь признан и нужен всем!" - забывшись, пытаешься сдержать отчаянье художника ты. Ирвинг Стоун по-видимому, тоже не выдерживая безмолвное (документальное) созерцание мук Ван Гога, вводит в его галлюцинацию выдуманную женщину, которая говорит ему все те слова, которые сегодня так хотим сказать мы. К слову, после этого, утром, Ван Гога находят в беспамятстве в обнимку с кипарисом.

-3

Очень трудно, говоря о романе И. Стоуна, удержаться от восхищенного рассуждения о судьбе Ван Гога. Он настолько ярок и велик, что затмевает собой любое своё житие. Однако надо отдать должное, что осмыслять самого художника ты начинаешь после прочтения "Жажды жизни". Стоун всколыхивает в тебе Ван Гога! Думаю, это лучшая похвала книге.

В общем, сейчас в эпоху потухших глаз, усталости и лени книга о величайшем пассионарии всех времён и народов с названием " Жажда жизни" - мастрид для всех.

Читайте, будьте как Ван Гог. Не будьте как экспонат.

"Вторым Христом" назвали его люмпены,

Отверженные пролетарии всех стран.

Он рисовал и ближнего любил большими буквами

Забредший к нам чудак из Never-never land

"Он натаскал земли на чердак, чтобы уберечься от сырости, а щели законопатил дерюгой. Теперь он жил в такой же лачуге, как все углекопы, ел ту же пищу, что и они, спал на такой же, как у них, кровати. Он ничем от них не отличался. Теперь он имел право проповедовать им слово божье."
-4

"Когда они пришли, Винсент снял с кровати одно одеяло - их у него было два - и сказал Декруку:

- Берите-ка кровать с той стороны; мы отнесем ее к вам для мальчика.

Декрук яростно скрипнул зубами.

- У нас трое детей, - сказал он, - и если богу угодно, мы можем с одним расстаться. Но господин Винсент, который заботится обо всех и лечит весь поселок, у нас только один, и я не позволю ему убивать себя!

Прихрамывая, он вышел из лачуги. Винсент отодвинул кровать от стены, взвалил ее себе на спину и дотащил до хижины Декрука. Декрук и его жена, ужинавшие черствым хлебом и кофе, удивленно подняли головы. Винсент перенес больного ребенка на свою кровать и укрыл его одеялом."

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ