Ледяные просторы поселка Листвянка похожи на взлетную полосу аэродрома. По крайней мере – по звуку! Каждые несколько минут мимо гуляющих граждан проносятся катера на воздушной подушке, гудящие винтами: везут отдыхающих посмотреть на ходульные деревья и сфотографироваться в обнимку с прозрачной льдиной. Сейчас же в Листвянке полная тишина. Хивусы не жужжат, рыбный рынок закрыт, в магазинах – только местное население, на дорогах вместо пробок – собаки, удивленно озирающиеся по сторонам.
В Иркутскую область коронавирус проник относительно поздно: когда столица уже была на самоизоляции, здесь шла обычная жизнь. Но теперь гостиницы в туристических зонах получили предписание приостановить работу до июня. Впрочем, к ним теперь и не попасть: туристы, ехавшие на Малое Море несколько дней назад, сообщили о блокпосте на границе Ольхонского района. Чтобы попасть на побережье, нужен командировочный лист или местная прописка.
Туристическая отрасль Байкала в большинстве своем – это малый бизнес. Самые интересные путешествия делают не крупные компании, набирающие группы по принципу «сколько войдет в автобус», а молодые энтузиасты, которые в составе малых групп показывают гостям именно нетуристический Байкал, свои любимые места, закулисье Великого озера. Как повлияла пандемия на сферу туризма? Что изменится в новом сезоне?
Ксения, учредитель компании-туроператора: «Мы планировали проводить весенние туры, но теперь они, конечно, отменены. Очень надеемся, что в мае гостиницы начнут работать и все вернется в обычный режим.
Прогноз на лето делать очень и очень трудно. После того, как запрет на внутренний туризм снимут, подъем все равно будет. По крайней мере, по отношению к той коме, в которой внутренний туризм находится сейчас. А вернется ли спрос хотя бы на прежний уровень – вопрос больших сомнений. Как бы то ни было, поднимать цены мы пока не планируем. Качественный отдых на Байкале вещь и без того не слишком дешевая. Если поднять цену, он будет еще менее доступен, чем раньше»
Одна из основ ценообразования байкальских путешествий – транспорт, трансферы. Дорог вокруг Байкала очень мало, а в ключевые интересные места летом можно попасть только по воде или по воздуху.
И прогноз у владельцев кораблей, катеров на воздушной подушке не совсем утешительный. Планируемое повышение цен кто-то объясняет необходимостью ремонта, а кто-то говорит прямо: нужно зарабатывать, так что после самоизоляции «внутренних» туристов будет больше, значит и цены поднимем.
Петр, владелец транспортной компании: «Из-за кризиса часть весны у нас и наших коллег просто «выпала». Но лето все равно придет, и всем нужно готовиться к теплому сезону, ремонтироваться. Деньги на это придется искать где-то на стороне. У нас ни резервов, ни заначек нет, поэтому придется поднимать цены. Насколько – сказать пока сложно, скорее всего – на 5 или 10 процентов»
Местные турфирмы, организующие путешествия на Байкал прежде всего для внутренних туристов, понимают, что карантин рано или поздно отменят и внутренний туризм оживет. В порядок заказа путешествий и бронирования туров многие уже сейчас вносят изменения.
Елена, гендиректор туроператора «Территория Байкал»: зима была очень насыщенная, «ледяных» туров было много. Весну тоже отработали почти полностью, если не считать закрытия Байкала в конце марта. А вот будет ли работа на май, июнь – в большой вопрос. Но мы готовимся! В два раза снизили размер взноса для бронирования тура: раньше нужно было сделать предоплату 30% от стоимости, теперь – 10%. Отменили штраф за отказ от тура перед заездом. Дали туристам возможность присоединяться к автомобильным турам на своем автотранспорте, чего практически раньше не было. Карантин не вечен, будем ждать гостей»
Иркутск находится практически на Байкале, многие жители практикуют самостоятельный пеший туризм. Благо, посмотреть есть что и «за бесплатно». Но и у них сейчас мертвый сезон: доступ в Ольхонский район и Тункинскую долину уже ограничен.
Илья, турист: «Я живу в Иркутске, поэтому съездить на Байкал мне проще, чем жителям других регионов. Вернее даже сказать – не съездить, а сходить. Когда в области ввели режим самоизоляции, мы с друзьями уже были в трехдневном походе, шли посмотреть весенний лед. Прибыли в гостиницу и удивились: администратор сказала, что мы – последние «предкарантинные туристы» не только в их хостеле, но и во всем поселке. Все закрылись до июня. В город мы возвращались в пост-апокалиптическом настроении: на обычно оживленной тропе – никого, людей нет. Многие чихают на режим самоизоляции и уходят на Байкал: там сейчас, якобы, меньше людей. Но я, пожалуй, подожду официальной отмены ограничений»
От себя могу добавить: нам, гидам, немного легче. Если владелец гостиницы живет только на доход от постояльцев, то у многих моих коллег есть резервный аэродром: кто-то недвижимостью занимается, кто-то работает удаленно по части дизайна и так далее.
Резюмировать мнения всех, кто поделился своим мнениям, можно так. Если в июне режим ограничений будет снят, то серьезного кризиса в «малом» внутреннем и внешнем не-китайском туристическом бизнесе удастся миновать. Но если Байкал «закроют» и на лето, последствия будут уже более серьезными. Впрочем, все наши эксперты надеются, что самый пессимистический прогноз – не основной. Что для улучшения ситуации можно сделать не покидая дома, сидя в изоляции? Конечно же, бурханить! И не падать духом.