Под Промыслом (греч. πρόνοια, лат. providentia) Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. В славянском переводе Библии Промысл именуется Божественным смотрением (Прем.14:3; ср.: кондак праздника Вознесения).
Святые отцы называли Божественный Промысл «попечением»: «Промысл есть Божие попечение о существующем»
Предметы Божественного Промысла и виды Промысла
Для некоторых античных авторов было характерно представление, согласно которому только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла.
Цицерон, например, говорил: «Боги пекутся о великом, а малым пренебрегают. Но христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир.
Христианский апологет середины II в. Афинагор Афинский пишет: «Ничто ни на земле, ни на небе не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все сокровенное и явное, малое и великое.
Ибо все сотворенное имеет нужду в Промышлении Творца, и каждое существо в частности, относительно своей природы и назначения, для которого оно создано» . По словам Климента Александрийского, «учение, следующее Христу, мир этот производит от Бога и промышление Его видит даже в мелочах...»
Священное Писание также ясно свидетельствует, что Промысл Божий распространяется на все мироздание: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер.23:24).
Предметом Божественного Промысла являются растения и животные:
Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс.146:8–9). В Мф.10говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией.
Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение.
Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас (1Пет.5:7), – говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня (Пс.85:1).
Промысл распространяется на всех людей – не только на праведников, но и на грешников.
Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28–30), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3–7), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8–10), о блудном сыне (см.: Лк.15:11–32).
Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21).
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1Тим.4:10).
Различают два вида Промысла: а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами; и б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.
Образы Божественного промышления о мире.
Естественный образ Промысла
Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством установленных Им сил и законов и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, под промыслительным надзором Божиим.
Ты поставил землю, и она стоит (Пс.118:90). В Священном Писании о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс.148:6).
Сверхъестественный образ Промысла.
Сверхъестественный Промысл есть управление миром и попечение о нем посредством чудес. Чудеса – это действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием.
Чудеса совершаются Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес часто используются слова:
а) силы:
Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Мф.11:21);
б) знамения:
Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39).
Слово силы содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией и что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы.
Слово знамение указывает на духовно-нравственное значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, например могут иметь учительное значение.
Промышляя о мире сверхъестественным образом, Бог в то же время может использовать в своих целях и естественные силы природы. Примерами такого единства могут служить такие события, как переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы на Галилейском озере и многое другое.
Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.
Убеждение в существовании Божественного промышления о мире может стать результатом естественного богопознания. Однако участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения.
Свидетельства Писания о промыслительном действии Бога Отца:
Отец Мой доныне делает... (Ин.5:17).
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16).
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин.14:16).
Что касается промыслительного действия Сына, то о Нем в Кол.1:17; Евр.1говорится как о зиждительной силе мироздания. Промысл Сына о мире выражен в совершенном Им искуплении. Господь есть Глава Церкви (см.: Еф.1:22; Еф.2:20; Кол.2:19).
Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет всяческая во всех (1Кор.15:24, 28).
Дух Святой, по выражению Никео-Константинопольского Символа веры, глаголал через пророков и апостолов. Дух Святой воздействует на душу человека (см.: Деян.2), Он совершает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову (о действиях Духа Святого говорится в Ин.14:17).
Он действует в церковных таинствах, поэтому о Духе Святом часто говорится как о Творце новой твари не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а в том, что дарует новую жизнь, обновляет творение:
Если кто не родится свыше... не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:3, 5–6).
Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1:21–22).
О возможности познания Промысла Божия человеком.
Одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому разумному творению, – это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума и сердца, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя.
Но даже несмотря на то что на вершинах святости подвижникам многое открывается, возможности познания человеком Божественного Промысла остаются весьма ограниченными. Замечателен пример из жизни преподобного Антония Великого, египетского подвижника III-IV столетия.
Однажды он начал сетовать, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве и т. д.?
На это ему был дан от Бога ответ: «Антоний, внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно»
Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века.
Святитель Василий Великий пишет: «Судьбы Божии бездна и, будучи заключены в божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы.
А верующему дано обетование от Бога: дам ти сокровища сокровенная, невидимая (Ис.45:3); посему, когда удостоимся ведения лицем к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны»
Догматическое Богословие. Протоиерей Олег Давыденков
Моя страничка в контакте https://vk.com/id212671137 добавляйтесь в друзья.
Страничка в контакте нашего храма https://vk.com/club53429784 добавляйтесь в друзья нашего поселкового храма.
Моя страничка на Яндекс- Дзен https://zen.yandex.ru/id/5de0aae562aca07378d72304