Логотип — важнейший элемент позиционирования компании. Каждый собственник или руководитель бизнеса понимает высокую ценность создания или приобретения и развития бренда своей компании. Однако лишь немногие заботятся о качественной правовой защите имени и логотипа. Регистрация логотипа компании в виде товарного знака, а также регистрация отдельных элементов бренда выступают самыми действенными средствами защиты от незаконного использования ее репутации среди потребителей.
«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации логотипа от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶
Регистрация логотипа и эмблемы компании
Логотип является одним из важнейших элементов имиджа компании. Важно помнить, что только государственная регистрация логотипа в Роспатенте может обеспечить его защиту от незаконного использования третьими лицами.
Как запатентовать логотип и название компании?
Процедура, позволяющая "запатентовать" или "зарегистрировать" логотип и название фирмы, – регистрация этих объектов как товарных знаков. Для того, чтобы обеспечить правовую защиту данному обозначению, необходимо зарегистрировать его в качестве товарного знака. Обычно в данном случае подается заявка на оформление изобразительного или комбинированного обозначения.
Помните, что логотип, используемый для идентификации компании, ее товаров и услуг должен быть уникальным. Если вы еще не успели зарегистрировать логотип в качестве товарного знака, перед запуском в оборот товаров или услуг на рынок необходимо убедиться, что используемое обозначение не нарушает права третьих лиц. Это можно сделать с помощью проведения поиска и проверки товарного знака.
Использование чужого логотипа, либо обозначения, сходного до степени смешения, является незаконным и влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
Использование чужого логотипа разрешено только в случае получения на это согласия правообладателя. Для этого с правообладателем возможно заключить договор купли-продажи, лицензионный договор, а также договор коммерческой концессии (узнать подробнее о договорах).
Регистрация бренда компании
Понятия бренд, торговая марка и товарный знак тесно связаны друг с другом и часто становятся синонимами в повседневной жизни. Однако, понятие бренд компании намного шире, чем товарный знак, поскольку включает в себя и сам товарный знак, и такие атрибуты как фирменное наименование, визуальные элементы, идентифицирующие бизнес, деловую репутацию, известность производителя товаров или услуг. Не смотря на это, бренд не является объектом интеллектуальной собственности и не охраняется законодательством Российской Федерации.
Так как же обеспечить правовую охрану бренду? Вне зависимости от того, что содержание бренда включает в себя множество элементов, с правовой точки зрения бренд рассматривается именно как товарный знак, идентифицирующий производителя. Стандартно под регистрацией бренда подразумевается регистрация товарного знака компании.
Максимальная защита. Государственная регистрация товарного знака − гарантия максимальной правовой защиты всех элементов бренда компании, в том числе логотипа, слогана, доменного имени, этикетки и упаковки.
Регистрация товарного знака − достаточно распространенный способ правовой защиты бренда, однако он не является единственным. Так как регистрации товарного знака не всегда достаточно, чтобы обеспечить полную защиту, рекомендуем вам защитить все охраняемые законом элементы бренда.
Для этого необходимо провести:
- Регистрацию символов, слов, словосочетаний, а также иных элементов, расположенных на этикетке товара
- Регистрацию знака во всех используемых вариантах и цветах, в том числе регистрацию товарного знака в разных языках
- Регистрацию слогана в качестве словесного обозначения
- Регистрацию доменного имени сайта компании на владельца бренда
- Патентование дизайна этикетки и упаковки товара в качестве промышленного образца
- Депонирование рекламных роликов компании (аудио и видео), а также регистрацию мелодий в качестве товарных знаков
Свидетельство на логотип или бренд может быть получено только на определенные классы МКТУ. От количества выбранных классов МКТУ зависит стоимость услуг по регистрации товарного знака и размер тарифов Роспатента (если вы прибегаете к официальному поиску).
Срок и география действия свидетельства на логотип
Срок правовой защиты логотипа составляет 10 лет. После истечения этого срока регистрацию можно продлевать неограниченное количество раз на 10 лет.
10 лет составляет срок действия свидетельства на товарный знак. Затем каждые 10 лет его можно продлевать.
Стоит помнить, что правообладатель может лишиться исключительного права на логотип, если он не используется после государственной регистрации в качестве товарного знака в течение 3 лет подряд. Любое заинтересованное лицо может подать заявление в суд о полном или частичном прекращении правовой охраны товарного знака в интересующих классах МКТУ в связи с неиспользованием.
Будьте внимательны и заранее обеспечьте себе доказательства использования для защиты данных обозначений. Доказательствами использования могут быть:
- договоры на размещение рекламы
- договоры, платежные поручения и товарные накладные к ним, подтверждающие производство и продажу продукции, маркированной товарным знаком
Правовая защита логотипа компании путем регистрации товарного знака обеспечивает правовую охрану обозначению только на территории той страны, в которой данная регистрация пройдена.
Для защиты своего логотипа на территории иных стран необходимо пройти международную регистрацию. Существует несколько способов получения правовой защиты на территории зарубежных стран. Подробную информацию о способах и особенностях защиты товарных знаков в других странах вы сможете узнать в разделе международной регистрации товарных знаков.
Регистрация в иностранных государствах. Российские организации и предприниматели могут зарегистрировать товарные знаки в иностранных государствах. Заявка на международную регистрацию подается через Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности
Как можно использовать логотип?
Логотип, как и любую собственность, можно продать (уступить права). Продажа логотипа осуществляется по договору о передаче исключительных прав (договор купли-продажи); также этот договор называется договором отчуждения или договором уступки.
Помимо полной передачи прав на логотип, можно оформить использование обозначений на определенных условиях – для этих целей существует договор на использование (лицензионный договор или договор коммерческой концессии).
Отчуждение и залог исключительного права на товарный знак, предоставление по договору права его использования, переход исключительного права на товарный знак без договора подлежат государственной регистрации. Действие лицензионного договора и договора коммерческой концессии ограничивается сроком правовой защиты товарного знака.
Также можно передавать обозначения в залог (договор залога). Данный инструмент дает возможность привлечения заемных средств для развития бизнеса. Стоит помнить, что договор залога также подлежит обязательной государственной регистрации в Федеральном институте промышленной собственности.
Ответственность за незаконное использование логотипа компании
Незаконное использование логотипа влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).