Финансовая грамотность – это инструмент, позволяющий добиться успеха не только в бизнесе, но и в обычной жизни. Как ни крути, львиную долю этой самой обыкновенной жизни человека занимает процесс зарабатывания и траты денег.
Возможно и вашей жизни тоже есть примеры разных семей с одинаковым уровнем дохода, но одна семья тратит и ничего не имеет, а вторая семья тоже тратит но имеет все.
Из всего вышесказанного напрашивается вывод – наше «счастье» всегда в наших руках, и добиться финансовой стабильности может каждый, главное знать и умело использовать простые инструменты грамотного ведения личного бюджета.
Рекомендуем брокеров для торговли на Форекс:
Как меньше тратить деньги получая удовольствие
Хотите купить новую вещицу? Это ваша мечта но не хватает? А зачем вы в прошлом месяце потратили в два раза больше на ненужные вещи?
Финансовая грамотность начинается с понимания слова «бюджет». Оно «попахивает» бюрократизмом и вызывает уныние, но без ведения этого документа приблизиться хоть на шажок к вожделенной финансовой стабильности не получится. Этот документ можно вести в электронном или бумажном варианте, есть даже специальные программы, которые можно скачать и установить на компьютер или смартфон.
Главное назначение личного бюджета – наглядное и детальное отображение всех статей доходов и расходов за какой-то конкретный промежуток времени. Любые источники прихода денег, даже самые незначительные, а также все расходы, свои правила управления финансами и планы – всё документируется в нём.
На первый взгляд может показаться, что это сложный и нудный процесс, но на самом деле, ведение бюджета – это навык, который постепенно вольётся в стройный ряд «правильных» привычек.
- Детальный учёт доходов и расходов.
- Анализ и оптимизация статей расходов.
- Планирование доходов и расходов.
Последовательность ведения бюджета должна быть именно такой. Без её соблюдения ни о какой оптимизации расходов не может быть и речи.
Учитываем доходы и расходы
Для многих станет откровением тот факт, что до 20 % дохода людей, не ведущих учёт, «улетучиваются» в некую «чёрную дыру». Любой человек должен точно знать:
- откуда в его кошельке появляется каждая копейка,
- из каких источников складывается его ежемесячный доход,
- какова вообще эта сумма.
По умолчанию берём в качестве «конкретного промежутка времени» месяц, так как источником дохода большей части людей является ежемесячная заработная плата.
Учёт доходов, в принципе, не должен вызывать вопросов. Всё предельно просто: «упала» копеечка – записываем. А вот с ведением расходов ситуация выглядит несколько иначе.
Проблема в том, что человеку, полагающемуся лишь на свою память, может казаться, что он чётко знает, на что он потратил деньги. «Неделю назад» – скажет он себе – «у меня было 10 000, столько я потратил на то, столько-то на это», а в результате недосчитается, как минимум 800 рублей. И это только за неделю. А ведь эти условные «800 рублей» могли быть использованы с умом, на то, что действительно необходимо или просто отложены.
Перекрыть эту «чёрную дыру» можно, но до тех пор, пока не будет понятно, почему и где она образовалась, сделать это не получится. Что и является первопричиной необходимости учёта ежедневных трат.
- Для начала фиксируем свой капитал и тратим деньги так, как привыкли это делать. Разделяем документ на два столбца – «покупка» и «сумма», а сверху вводим или записываем даты. Конкретизировать покупки на начальном этапе не нужно. Но любые траты, даже, если это «смешные» 20 рублей за «пироженку» или 2 рубля на спички должны быть зафиксированы. Ведь наша основная задача – найти причину «утечки» финансов и выработать привычку вести личный бюджет.
- Каждую неделю сверяем потраченную сумму, указанную в нашем «деле», с оставшимися деньгами, чтобы проверить: насколько точно и систематично мы это делали, а также выявить статью расхода, от которой можно отказаться, не ущемляя своих потребностей. А такая статья точно есть, возможно, не одна.
- По прошествии месяца «подбиваем» все траты, без которых можно легко обойтись. Таким образом, будет понятно, где образовалась наша «дыра», то есть, куда ежемесячно утекает 1/5 часть нашего дохода. Точка, «Дело» закрыто.
Ещё один плюс регулярного ведения личного бюджета заключается в том, что человек автоматически будет задумываться о целесообразности той или иной покупки, а значит, научится осознанному подходу к своим затратам и будет меньше тратить деньги просто так. Пройдёт два, а лучше три месяца такой практики, и, овладев этим навыком, можно конкретизировать ведение своих расходов. То есть, подразделять их по категориям (питание, бензин или транспорт, ЖКУ, спорт и всё прочее).
Рекомендованные для вас статьи:
- Тратьте, все что вы заработали
- Как создать Пассивный доход оффлайн и в интернете
- Как выбрать зарубежный банк и открыть там счет
- Что выбрать – VISA или MasterCard
- Что такое Финансовая подушка безопасности и где её хранить
Как сэкономить или оптимизировать средства
Сразу расставим точки над «i». Оптимизация – это рациональный подход к использованию финансов, а экономия подразумевает отказ от чего-либо. Как говорится: «почувствуйте разницу»!
Если углубится в понятие оптимизации, то её суть заключается в грамотном распределении доходов по статьям расходов, не предполагающем полного отказа от вещей или услуг, представляющих важность для конкретного человека.
Например, человек привык проводить отпуск в путешествии по миру, или регулярно посещать салон красоты. Экономика в стране не стабильна, цены растут, а доходы расти «не спешат» категорически, но путешествовать или посещать салон он по-прежнему может. Нашему путешественнику нужно рассмотреть возможности сокращения расходов на дорогу и проживание, а поклонницам салонов (в подавляющем большинстве это женщины) пересмотреть рациональность некоторых процедур.
Принципы оптимизации:
- Более пристально нужно подойти к тем расходам, которые «отнимают» большую часть дохода. Обычно именно эти расходы можно существенно сократить.
- Нет статей расходов неважных для человека. Чтобы сократить затраты, нужно урезать финансы в одинаковом процентном отношении у каждой из этих статей.
- Нельзя позволять сбивать себя с толку рекламным трюкам. То есть, не покупать вещи, которые рекламируются, как экономные, или закупать товары оптом. Зачем человеку 27 банок консервированного зелёного горошка сразу? Не понятно. А вот то, что деньги на этот горошек он возьмёт из своей ежедневной чашки чая, кофе или стакана молока – бесспорный факт.
После поступления заработной платы алгоритм действия такой:
- Откладываем деньги на основные затраты (статья обязательных платежей).
- Оставляем часть (пусть совсем мизерную) в статью «накопления».
- Всё что осталось, делим на 4 недели. Проще всего разделить деньги, если речь идёт о наличных, по конвертам. Открывать каждый конверт нужно перед началом новой недели.
Полгода вышеописанной практики ведения бюджета научит любого человека рационально тратить свои деньги, ни сколько не ущемив, а даже улучшив качество жизни. Более того, у человека появятся сбережения, которые можно приумножить.
Ещё один совет: не нужно брать с собой денег больше, чем понадобится на день, в особенности людям, склонным к транжирству.
Планируем доходы и расходы
Приступаем к самой сложной части ведения личного бюджета – планированию. В ситуации, когда никто не может сказать, сколько будут стоить продукты, бензин, ЖКУ и прочие основополагающие статьи расходов через месяц, планировать сложно. К тому же, никто не может гарантировать регулярное повышение зарплаты с учётом роста инфляции и вообще сохранение рабочего места или своего дела. Звучит мрачно, но нужно быть реалистами.
Так как «золотой парашют» предлагают единицам, важно именно сейчас приступить к созданию «подушки безопасности», которая позволит пройти тяжёлый период, или откроет двери к будущему финансовому благополучию.
- краткосрочным (на год),
- среднесрочным (1-3 года),
- долгосрочным (3-более лет).
Строить финансовые планы нужно по нарастающей, и на данном этапе будет правильнее заострить внимание на достижении краткосрочных планов. То есть, если семья планирует дать подрастающему ребёнку хорошее образование через 5 лет, это не значит, что об этой идее нужно забыть. Выполнение краткосрочных планов, позволит выйти на следующий уровень, а достижение среднесрочного плана, приблизит к покорению вершин долгосрочного плана.
Хорошо, с ведением личного бюджета, как важной составляющей оптимизации расходов покончено. Пора приступить к житейским советам о способах оптимизации или экономии на определённых статьях расходов.
Как меньше тратить или сэкономить средства и на чём
Для подавляющего большинства россиян основными статьями расходов является покупка еды и оплата жилищно-коммунальных услуг. По данным Росстата доля товаров повседневного спроса в корзине среднестатистического россиянина составляет 55 %. Это говорит о том, что люди тратят большую часть денег на то, без чего обойтись невозможно, в первую очередь – это питание. Хотя статисты, в свою очередь, с энтузиазмом сообщают о возвращении к нашим соотечественникам «покупательского аппетита».
Еда и продукты
Необходимость экономии на продуктах в век повального интернета, смартфонов, беспилотных такси и других поразительных достижений – это нонсенс. Но жизнь диктует свои правила, будем следовать им.
Как же сэкономить на еде?
- Во-первых, для начала нужно сократить перекусы в кафешках на работе. Гораздо полезнее брать еду из дома, благо с упаковкой сейчас проблем нет. Кто знает, может в будущем удастся и вовсе отказаться от такого питания, а сэкономленные деньги пустить на более значимые расходы. Если вам кажется это постыдным, то вы не правильно смотрите на вещи. Так как своя еда всегда полезнее, но стыд возникает из-за имиджа, и тут стоит сказать что достаточно купить модную посуду (термо-боксы), как ваши действия станут восприниматься не как экономия, а как потребление лучшего в этом мире.
- Во-вторых, урезать, а лучше вообще не покупать полуфабрикаты. Здесь речь не только об экономии, но и о здоровье. Полуфабрикаты требуют строгого соблюдения температуры и срока хранения, а недобросовестные хозяева торговых точек могут их нарушить и легко «перебивать» сроки. Более того, некоторые производители тоже часто не отличаются склонностью к соблюдению ТУ. Вполне возможно, что мы отдаём свои деньги за «мину замедленного действия», которая может рвануть в любой момент.
- В-третьих, надо покупать качественные продукты питания и готовить самостоятельно, пусть они стоят дороже, и их приготовление отнимет время. Есть масса вкусных и быстрых рецептов из простых продуктов на каждый день, а высвободившуюся копеечку, лучше пустить в другое русло.
Услуги ЖКХ
Эта статья расходов, на которой не просто можно, а нужно экономить. Для начала следует осознать, что вода, питание, свет и тепло – это самые важные вещи, без которых людям не выжить. И, как это ни печально, именно на них и растут цены в первую очередь.
Вкратце, что нужно сделать:
- установить счётчики на водо-, электро-, тепло- и газоснабжение, если есть газ;
- добиться установки обще домового счётчика на теплоснабжение;
- начать осознано пользоваться этими благами цивилизации;
- сверить фактическую площадь квартиры, с площадью, указанной в квитанциях. Иногда УК вносят в квитанции площадь балконов и лоджий, а за них платить не нужно;
- владельцам частных домов, по возможности, переходить на альтернативные энергоносители.
В результате затраты на оплату ЖКУ могут сократиться на 50 %! Звучит фантастически, но это реально, достаточно только начать думать об этом как вы обратите внимание что часто вода льется просто так, горит свет когда вас нет, включен компьютер или музыка когда вы этим не пользуетесь.
Жизнь в долг
Тут всё не так однозначно. Если был взят кредит наличными, то тем более нужно начать заниматься оптимизацией своего бюджета, чтобы закрыть его, как можно быстрее.
Если речь идёт о кредитной карте, то при условии правильного использования этого банковского продукта, то есть, своевременного возврата потраченных денег в льготный период, особых финансовых проблем быть не должно. Многие держат кредитку, на «чёрный день», а после грамотного перераспределения своих финансовых потоков, нужда в ней может отпасть, ведь постепенно появится своя собственная «подушка безопасности». Не исключено, что появятся и свободные средства для инвестирования.
Сразу предупредим: совет – отключить услугу SMS-информирования банка о проведённых операциях – из разряда тех, к которым прислушиваться не стоит. Сэкономить можно копейки, а потерять – весь кредитный лимит. Так как, скримминг и другие уловки мошенников ещё существует, а без СМСок владелец карты рискует попасть в очень незавидное положение.
И, напоследок, ещё пара практичных советов:
- владельцам «лишней» недвижимости (пустующих квартир, гаражей, дач и частных домов) стоит, наконец, решиться и сдать площадь в аренду;
- велосипеды, санки и прочие «транспортные средства» выросших детей; устаревшую бытовую технику и прочие предметы, которые, скорее всего, уже не пригодятся, можно продать через доски объявлений;
- пора проверить тарификацию услуг сотовой связи, возможно, найдутся предложения поинтереснее, и отключить ненужные услуги, например, мелодии вместо гудков.
Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах, живший в далёком XIX веке, приравнивал умение правильно расходовать деньги к искусству. Что ж, с этим не поспоришь. Остаётся только пожелать всем нам овладеть этим искусством в совершенстве.