31K подписчиков

Броненосные крейсера. Созданный для океанов. "Громобой".

21K прочитали
Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой". Своим появление он обязан лично Николаю II,высочайше предписавшего продолжать серию типа "Россия".Полностью отвечая принципам,заложенным прародителем серии,более того,созданный на основе чертежей предыдущего корабля-"России",его проект однако получил множество изменений. Концепция морской войны менялась на глазах и требования к новому кораблю также уточнялись.От "России" более-менее неизменным "Громобою" достался только корпус.

На тот период принятыми планами на случай войны с потенциальным противником-Британией,было предусмотрено формирование трех крейсерских отрядов для операций на коммуникациях владычицы морей-сильных настолько,чтобы противостоять британским крейсерам на колониальных станциях и даже захватывать британские колонии мощным десантом при огневой поддержке с моря.Для этого каждый отряд состоял из крейсера типа "Рюрик",старого крейсера и пары пароходов Доброфлота для перевозки до 5000 десантников.

«Громобою» получившему имя в честь парусно-парового фрегата Балтфлота 1857-1872 годов ,предстояло возглавить третий из этих крейсерских отрядов.

Главной интригой проекта "Громобоя" стал вопрос применения башен артиллерии главного калибра.Проект большого башенного крейсера Балтийского завода был отвергнут,вопрос защиты орудий был решен в пользу казематного размещения. Один из вариантов проекта предусматривал установку башен для 203-мм орудий, но из-за позиции "злого гения" русского флота,незабвенного генерал-адмирала ,великого князя Алексея Александровича и крайне консервативной системы управления ,башни в этот раз уступили.

Броневая защита артиллерии (все 203 мм пушки(по первоначальному проекту) и 12 из 16 152 мм располагались в отдельных бронированных казематах ) стоила похудения броневого пояса -до 152 мм,что должно было быть компенсировано повышением качества брони.

Ижорский завод как раз осваивал производство сталеникелевой и крупповской цементированной(на 30% прочнее гарвеевской) брони. МТК настаивал на новейшей броне,но в итоге ее пришлось комбинировать. Полностью крупповскую броню получила лишь боевая рубка,которую из-за этого пришлось ждать и устанавливать уже на этапе достройки. Причем броню для рубки делал уже Обуховский завод.

Вместо не оправдавшей себя средней машины экономического хода,как на "России" ,были установлены три машины равной мощности и получилась первая в стране полноценная трехвальная установка . Противоминная артиллерия была усилена установкой дополнительных 12
75 мм пушек Канэ на верхней палубе.

С увеличением верхнего веса за счет дополнительных пушек и главным образом бронированных казематов и карапасной палубы,центр тяжести корабля стал опасно выше. Для сохранения остойчивости пришлось уменьшить межпалубное расстояние-для батарейной на 228 мм,а для верхней-на 76 мм. Высота и длина броневого пояса по сравнению с "Россией" были уменьшены.

А главное- прирост в бронировании был сосредоточен в носовой части корабля-там появился общий двухярусный каземат на 2-203 мм и 2-152 мм пушки с переборками от осколков.А вот кормовая пара 203 мм орудий вообще лишилась защиты (только со щитами),за что проектировщикам был благодарен как адмирал Иессен после боя 1 августа 1904 года(и отразил это в рапорте) ,так и комендоры крейсера,несколько часов из этих орудий отгонявших крейсера Камимуры. К сожалению,даже ход мысли,приведший к столь парадоксальному решению понять сложно.

К постройке корабля в новом каменном эллинге Балтийского завода приступили 14 Июня 1897 г., а 7 декабря того же года новый крейсер под названием «Громобой» зачислили в описки флота .7 мая 1898 года «в высочайшем присутствии» состоялась церемония закладки броненосного крейсера "Громобой". Строительство обошлось в 9,3 млн рублей .

Громобой спуск на воду 8 мая 1899 г.  а
Громобой спуск на воду 8 мая 1899 г. а

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-3

По традиции при переходе в Кронштадт в конце осени 1899 года недостроенный крейсер "присел" на мель,"обновив" корабль. Снялся , правда,сам и всего за три дня.

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-5

На испытаниях крейсер вначале проявил норов- стал сильно зарываться носом,напрочь забыв о мореходности "рюриковской" серии. Правда,проблему удалось решить,переместив некоторые грузы в район кормы и загрузив туда дополнительный балласт.После устранения избыточного дифферента на нос к кораблю вернулась хорошая мореходность.

Крейсер на испытаниях уверенно превысил 20 узлов.После испытаний крейсер I ранга "Громобой" отправился в дальнее плавание ,имея местом назначения-Тихий океан. Первым командиром крейсера стал капитан 1-го ранга Карл Петрович Иессен (1898—1902). 

По классификации 1907 г. «Громобой» отнесли к броненосным крейсерам, а с 1915 г. — к крейсерам.

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-6
Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-7

«Громобой» Балтийский завод, Санкт-Петербург. Строительство начато 7(20) мая 1898 года. Спущен на воду 26 апреля (8 мая)1899 года. Введён в эксплуатацию Октябрь 1900 года. Выведен из состава флота 1922 год,разобран на металл

Водоизмещение проектное 12360 т. фактическое 12 455 тонн. Длина наибольшая 146.6 м по ватерлинии 144.2 м между перпендикулярами 140.6 м . Ширина 20,88 м. Осадка проектная 7,9 /8,48 м.
Бронирование- Гарвеевская броня:Пояс по ватерлинии 91,5×2,36 м (152 мм),
хромоникелевая сталь:карапасная палуба (37-64 мм), элеваторы и котельные кожухи (38 мм)
Крупповская броня: носовой траверз (152 мм), кормовой траверз (102 мм), казематы (51-121 мм), боевая рубка (305 мм)
Двигатели-32 котла Бельвиля, три четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения, проектная 14500 л.с. ,на испытаниях 15 496 л. с.Движитель 3 винта. Скорость хода проектная 19 узл., на испытаниях 20,1 узла, полная 20,3 узла. Запас угля: нормальный 1756 т, полный 2400 т . Дальность плавания 6500/8100 морских миль. Автономность: 27 суток при 10 узлах. Экипаж -860 (28 офицеров, 6 классных чиновников, 5 кондукторов) -874 ( 28 офицеров и 846 унтер-офицеров и матросов ), в 1904 г. 23/904 человека.
Вооружение-4 × 203-мм/45, 16 × 152-мм/45 Канэ , 24 × 75-мм/50 Канэ , 12 × 47-мм/43 Гочкиса , 18 × 37-мм/23 Гочкиса , 2 × 63,5-мм/19 десантных орудия Барановского , 2 × 7,62-мм пулемёта Максима . Минно-торпедное вооружение 4 × 381мм подводных ТА , 2 254-мм метательных минных аппарата(на катерах)
На 1914- Водоизмещение 13060/15700 т., Скорость хода 19 узлов. Запас угля 1400 тонн. 4 × 203-мм/45, 22 × 152-мм/45 Канэ , 4 × 75-мм/50 Канэ , 4 × 47-мм/43 Гочкиса , 2 × 7,62-мм пулемёта Максима . 2 × 450 мм подводных ТА,до 200 мин заграждения.

В 1904 году во Владивостоке на верхней палубе дополнительно установили шесть 152-мм пушек (по три с борта), а в апреле 1905 года установили 31,7-мм башенноподобные щиты и отдельные бронированные казематы (толщина листов со стороны борта и крыши 12,7, траверсов — 9,5 мм), У кормовых 203-мм орудий установили 38,1-мм траверсы. Сдвинув кормовое к носу, а носовое 152-мм орудие перенеся на полубак, увеличили углы обстрела. Все это значительно усилило бортовой залп и улучшило защиту артиллерии, качество стрельбы которой повышалось благодаря применению горизонтально-базисных дальномеров Барра и Струда, Число 75-мм пушек сократили до девятнадцати, а 37-мм до двух.

В 1906 году малокалиберная артиллерия изменена на девятнадцать 75-мм , шесть 47-мм ,были сняты старые торпедные аппараты и установлены два 457-мм подводных носовых . 203-мм кормовые пушки получили каземат с 76,2-мм стенками и 25-мм крышей, а для 152-мм кормовых орудий, срезав часть кормы, был поставлен каземат с 50-19-мм броней. Толще, до 19 мм, стала броневая крыша казематов 152-мм орудий, установленных в 1905 году на верхней палубе. Также крейсер получил возможность постановки 200 мин заграждения. Грот-мачту перенесли ближе к корме, а на месте фок-мачты поставили бизань.

В 1916 — 1917 годах перевооружен с установкой дополнительных двух 203-мм орудий ,вместо 152-мм носового и кормового (всего стало 6) и уменьшением числа 152-мм на четыре ствола. Бортовой залп крейсера стал состоять из 4х203-мм и 10x152-мм орудий. При этом угол возвышения орудий увеличили до 17°. Вместо малокалиберных пушек были установлены 2x63,5-мм и 2х47-мм зенитки. Также добавлены четыре 75-мм зенитных орудия Лендера. В результате переделок нормальное водоизмещение корабля возросло до 13 200(13412)т. скорость составляла 17-18 узлов.

Корпус крейсера был изготовлен методом клепания из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали .Бронирование состояло из плит и гарвеевской и крупповской стали.Главный броневой пояс набирался из плит гарвеевской стали(0,8 м выше ватерлинии) ,носовые и кормовые броневые траверзы- из крупповской брони толщиной 51-мм.

Броневая карапасная палуба имела общую толщину 51-мм над машинно-котельными отделениями, увеличиваясь в носовой и кормовой оконечностях до 63-мм на стальной палубной обшивкой в 13-мм со скосами 76 мм. Казематы носовых 203 мм пушек бронировались 121 мм плитами крупповской стали,с переборкой 51 мм.И наконец ,боевая рубка была защищена 305 мм плитами крупповской брони. Кожухи элеваторных шахт были прикрыты 38-мм гарвеевской броней. 14 203- и 152-мм орудий,по отдельному решению МТК были снабжены башенноподобными щитами.

Полный вес брони 2.097 тонн (17%).

Рубка броненосного крейсера Громобой.
Рубка броненосного крейсера Громобой.

Полный запас угля составлял 2324 тонны и позволял крейсеру пройти около 5500 миль при экономической скорости хода 10 узлов.Данные по проектной и расчетной дальности плавания у крейсера сильно различаются -в диапазоне от 5500 до 8100 миль на 10 узлах.

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-12

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-13

На вооружении "Громобоя" состояло 4 203 мм пушки системы Бринка обр. 1892 г. с длиной ствола 45 калибров .Располагались они на верхней палубе-по две в носу и корме по бортам. Сектор обстрела по горизонтали - 170°, а по вертикали - от -5° до +18°. Скорострельность орудия - до 2 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входили бронебойные стальные снаряды, чугунные осколочные снаряды и сегментные снаряды весом 88 кг. Начальная скорость снаряда составляла 891 м/с при максимальной дальности стрельбы до 11,85 км с углом возвышения +18° и 11,16 км с углом возвышения +15°.

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-14

Из 16 152-мм орудий Канэ обр. 1892 г. с длиной ствола 45 калибров, расположенных на верхней (4 шт.) и батарейной (12 шт. ) палубах. Станки 14 орудий бортовые, а 2 орудий, расположенных в диаметральной плоскости- на центральном штыре. Бортовой станок обеспечивал сектор обстрела по горизонтали 100°,с сектором обстрела по вертикали от -6° до +20°. Скорострельность орудия - до 10 выстрелов в минуту c реальным темпом стрельбы от 2 до 4 выстрелов в минуту . В состав боекомплекта входили бронебойные и осколочные унитарные выстрелы весом 57,4 кг. Начальная скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 10 км с углом возвышения +20°.

"Громобой" имел принятую на русском флоте систему управления артогнём Гейслера .

75 мм Канэ
75 мм Канэ
Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-16

Усиленная противоминная артиллерия состояла из 22 75-мм пушек Канэ обр. 1892 г. с длиной ствола 50 калибров .Располагались они побортно - на батарейной палубе -2, верхней палубе-16 и палубе полубака-4. Горизонтальный сектор обстрела составлял 200° , вертикальный от -7° до +20°. Скорострельность орудия - до 12 выстрелов в минуту c темпом стрельбы от 4 до 6 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входили бронебойные унитарные выстрелы весом 9,27 кг. Начальная скорость снаряда составляла 823 м/с при дальности стрельбы в 6,4 км с углом возвышения +13°, а на прямой наводке пушка имела дальность стрельбы 915 метров и пробивала броню толщиной до 117-мм.

12 скорострельных 47 мм пушек Гочкиса размещались побортно -на баке-4.на верхней палубе-6,на батарейной-2. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км.

Еще 18 скорострелок Гочкиса 37 мм размещались на боевом марсе фок-мачты (8 шт.) и побортно на носовом (2 шт.) и кормовом (2 шт.) мостиках, на верхней палубе (4 шт.) и для установки на шлюпках (2 шт.). Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас состоял из гранаты весом 0,5 кг, которая развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км.

Для десанта на крейсере было 2 63,5-мм десантных пушки Барановского с длиной ствола 19,8 калибра на корабельном или колёсном станке. Боезапас включал шрапнельные снаряды весом около 3 кг, содержащие по 56 пуль с 10-секундной трубкой. Скорострельность пушки до 5 выстр./мин. Угол вертикальной наводки составлял от -15° до +80°. При начальной скорости снаряда в 329 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы составляла до 2,5 км.

Торпедные аппараты в целях безопасности были установлены подводные,в бортовых отсеках.Всего было 4 трубы калибра 381 мм с боекомплектом 8 торпед.

На палубе
На палубе
Броненосный крейсер Громобой, вид на шканцы.
Броненосный крейсер Громобой, вид на шканцы.

Едва вступив в строй ,"Громобой" был направлен на усиление Эскадры Тихого океана,28 ноября 1900 года он покинул Кронштадт,10 декабря он вышел из Либавы.Вел крейсер его первый командир- капитан 1 ранга К.П. Иессен .По пути он посетил Киль, Плимут, Алжир, Смирну (Измир), Пирей, Порт-Саид, Коломбо, Мельбурн, Сидней и Нагасаки . В Киле на борту крейсера побывал принц Генрих Прусский. «Громобой» посетил в апреле-мае Мельбурн и Сидней по случаю открытия парламента Австралийской федерации. Во Владивостоке его встретили 30 июня(по др. данным 17 июля) 1901 года. 28 июля 1901 года "Громобой" поднял флаг начальника эскадры.

 броненосный крейсер Громобой, 1901 год. Австралия.
броненосный крейсер Громобой, 1901 год. Австралия.

13 ноября 1901 года крейсер с контр-адмиралом Г. П. Чухниным пришел в Порт-Артур,а 12 декабря 1901 года Порт-Артур покинули ветераны Тихоокеанской эскадры -броненосцы "Сисой Великий", "Наварин" и крейсера "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Корнилов" ,которых увел на Балтику контр-адмирал Г. П. Чухнин.

Gromoboi_(Gromovoi)_in_Sydney_Harbour_for_Federation_of_Australia_celebrations,_1901_Albert_J._Perier
Gromoboi_(Gromovoi)_in_Sydney_Harbour_for_Federation_of_Australia_celebrations,_1901_Albert_J._Perier

С 1902 года крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" в соответствии с планом были сосредоточены во Владивостоке, составив Владивостокский отряд крейсеров. 23 августа 1903 года "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Аскольд" под командованием контр-адмирала Э. А. Штакельберга совершили десятидневный поход по региону,зайдя в Хакодате .

Во время русско-японской войны "Громобой"в составе Владивостокского отряда крейсеров занимался довольно успешными рейдерскими операциями у побережья Японии.

Но 1 августа 1904 года трем крейсерам отряда пришлось принять участие в эскадренном сражении,для которого он не предназначался. Отряд вышел встречать прорыв 1-й Тихоокеанской эскадры.Но вместо эскадры Витгефта на рандеву явилась эскадра Камимуры.В страшном многочасовом бою при Ульсане был потерян крейсер "Рюрик""России"и "Громобою" удалось оторваться от преследователей и,несмотря на тяжелейшие повреждения,прорвались во Владивосток."Громобой" потерял значительную часть команды- 91 убитый, 185 раненых.

После боя при Ульсане
После боя при Ульсане

После двух месяцев ремонта в одном из первых же выходов 1( 13) октября 1904 года "Громобой" потерпел аварию на банке Клыкова в заливе Посьета . Ремонт на этот раз продлился до 9 февраля 1905 года.

В ходе ремонта была максимально увеличена огневая мощь корабля- на верхней палубе вместо 6 75-мм орудий Канэ были установлены 6 152-мм орудий, а погонное 152-мм орудие было перенесено на палубу полубака. Тогда же "Громобой" и "Россия" провели испытания привязных аэростатов для дальнего наблюдения в море.

пробоина от мины
пробоина от мины

11(24) мая 1905 года крейсер при тестировании нового радиотелеграфа системы «Телефункен» (115 миль) подорвался на японской мине у острова Русский, получив повреждения с левого борта в районе первой кочегарки. «Громобой» смог самостоятельно возвратиться во Владивосток, но участия в боевых действиях больше принять не смог.Его ремонт закончился уже после войны,в сентябре 1905 года.

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-25

После русско-японской войны необходимость в наличии на Дальнем Востоке кораблей 1-го ранга у России отпала. Англия из противника стала союзником,а Япония из врага чуть ли не другом. Таковы были парадоксальные последствия проигранной царизмом войны.

"Громобой" 26 марта 1906 года прибыл в Либаву и вошел в состав Балтийского флота.Изношенные за время войны механизмы требовали ремонта.Особенно пострадали отечественные котлы,имевшие более плачевный вид чем французские котлы более старой "России". 7 июля 1906 г. корабль поставили на капитальный ремонт . Ремонт в Кронштадте продлился до 1911 года и проводился по корпусу, механизмам и устройствам с заменой котлов и значительным усилением броневой защиты орудий.

В мае 1911 года "Громобой" участвовал во встрече в Кронштадте американской эскадры из четырех линейных кораблей.

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-27

В начале Первой мировой войны крейсер в составе 2-й бригады крейсеров участвовал в боевых операциях на Балтике. Морально устаревшему кораблю потребовалась серьезная модернизация,особенно в части вооружения. В 1915-1916 годах крейсер перевооружили-у него стало 6 203 мм Канэ и 20 152 мм Канэ орудий,2 47 мм пушки Гочкиса ,3 пулемета "Максим" и 2 подводных торпедных аппарата 457 мм. Угол возвышения 203- и 152-мм орудий составлял 17,55° и 17° .

Развитие линии океанский броненосных крейсеров-рейдеров отечественной концепции-типа "Рюрик" завершилось созданием самого совершенного из трех кораблей-броненосного крейсера "Громобой".-29

29 июня 1916 года участвовал в безрезультатной перестрелке с германскими миноносцами .

Броненосный крейсер Громобой в 1913 году.
Броненосный крейсер Громобой в 1913 году.
Броненосный крейсер Громобой на Балтике
Броненосный крейсер Громобой на Балтике

25 октября 1917 года "Громобой" вошёл в состав советского Балтийского флота. "Громобой" совершил первый зимний поход из Гельсингфорса в Кронштадт в ноябре -декабря 1917 года. 1 февраля 1918 г. крейсер закончил кампанию. В марте-апреле 1918 года в ходе Ледового похода этим путем прошли основные силы Балтфлота.

Вместе с другими кораблями в конце 1918 года крейсер был сдан на хранение в Кронштадтский порт. Плачевное в итоге состояние матчасти старого и морально устаревшего корабля после окончания гражданской войны сделало невозможным его использование в боевом составе флота. В 1919 году он был разоружен.

1 июня 1922 года крейсер был продан на слом в Германию совместному советско-германскому акционерному обществу "Деруметалл" ,как и многие другие балтийские корабли.

крейсер Громобой .
крейсер Громобой .

30 октября 1922 года при буксировке корпус крейсера в сильный шторм выбросило на берег у Лиепаи на ограждение аванпорта и разбило прибоем. Там же на месте он был разобран частными фирмами по частям в течении 18 лет.

"Громобой" стал вершиной развития линии океанских дальних рейдеров, начатой "Рюриком". По мнению первого командира и будущего командующего Владивостокского отряда крейсеров адмирала К.П. Иессена крейсер отличался превосходными мореходными качествами, а благодаря прекрасным обводам и надежным машинам он легко развивал боле 20 узлов и мог долгое время поддерживать высокую скорость ,даже против ветра и волн . При плавной бортовой качке (5,5—6 размахов в минуту) и крене до 9° килевая отличалась стремительностью, особенно на крупной волне, но это не мешало использовать артиллерию. С полными угольными ямами (2324 т) и достаточным запасом пресной воды (до 1000 т) дальность плавания достигала 5000— 5500 миль экономическим ходом, а запас провизии позволял держаться в море 100 дней.

К отмеченным недостаткам относились неудовлетворительная работа всех трех рулевых приводов, вентиляции, шпилей, неэкономичность котлов и холодильных машин, а также недостаточная производительность испарителей,неудобной была и система погрузки угля,пригодная только для оборудованных портов в тихую погоду,что для рейдера существенный минус.

Посетив крейсер в октябре 1900 г., вице-адмирал С. О. Макаров отметил, что при наличии роскошных офицерских помещений он «был поражен отсутствием всяких удобств для жизни матросов на наших новых судах»

Самое же главное,что боевые качества корабля не соответствовали условиям его применения. Отсутствие защиты кормовых пушек в условиях появления сильных броненосных крейсеров локальных ТВД необъяснимо,тем более при исходной перегрузке носовой части.

Перегруз малокалиберной артиллерией пришлось устранять уже в ходе последовательных модернизаций.К сожалению,уйти от архаичных казематов и щитовых установок к башням возможности уже не было.

Операции "Громобоя" в составе Владивостокского отряда крейсеров-в отдельной статье.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.