Несколько слов о прототипе. На базе автобуса ЛиАЗ-677 строились передвижные телевизионные станции. В 1964 году по причине ввода в эксплуатацию телецентра в Останкино и внедрением телевизионной техники нового поколения, были начаты работы по разработке передвижной станции на шасси автобуса ЛиАЗ-677. Первые два автобуса, специализированные под передвижную телевизионную станцию были выпущены на телевизионном заводе в 1972 году в городе Шяуляй (ныне Литва). Машины получили марку ПТС-4 и обозначение модели ЛиАЗ-5930. Телевизионная станция предназначалась для записи трансляций с уличных культурно-массовых мероприятий. На шасси автобуса ЛиАЗ-677 монтировался металлический сварной кузов типа фургон, стенки и крыша которого имели дополнительную термоизоляцию. Крыша автобуса использовалась как платформа для работы телеоператоров, для чего в задней части автобуса на крышу вела специальная лестница. Крыша могла спокойно выдержать трех человек и размещенное на ней телеоборудование. Для подъема оборудования использовалась специальная лебедка. Во время работы для устойчивого положения автобуса выдвигались специальные опоры.
В салоне автобуса располагались пульты режиссера, видеоинженера и звукорежиссера, 11 сидений (откидных и вращающихся), стол, телефон, два шкафа и вешалки с одеждой. Автобус был оборудован принудительной вентиляцией. В багажных отсеках размещены трансформаторы, механизмы для намотки кабеля и щит звуковых кабелей.
На смену модели ЛиАЗ-5930 стал выпускаться автобус модели ЛиАЗ-5931, получивший марку «Лотос», внешне он был таким же, внутри же отличие состояло в наличии аппаратуры для записи цветного изображения. Автобус выпускался в Шяуляе до 1974 года. После 1974 года был начат выпуск телевизионного автобуса ЛиАЗ-5932 под маркой «Магнолия», который имел усовершенствованное телеоборудование, способное сразу передавать трансляции в прямой эфир. Автобус «Магнолия» выпускался до 1982 года.
Украинский производитель моделей автомобилей для железнодорожных масштабов студия «Studio Ali» в производственной программе имело модель автобуса ЛиАЗ-677 (см. материал ««Луноход» на ладони. ТТ»). Поэтому неудивительно, что студией была выпущена модель телевизионного автобуса ПТС-4 (ЛиАЗ-5930). Модель была выпущена в двух цветовых вариантах, соответствующих прототипу, один из них оранжево-белый автобус советского телевидения, другой сине-белый автобус чешского телевидения.
Кузов и днище автобуса изготовлены методом литья из эпоксидной смолы. Колеса модели динамические (модель можно катать рукой). К модели прилагались накладные детали, изготовленными из травленной латуни, с помощью которых можно доукомплектовать модель специфическими деталями, присущими для телевизионного автобуса, например, спутниковой антенной, лестницей на крышу, поручнями и т.п. В целом модель получилась узнаваемой, полностью соответствующей по надписям и окраске прототипу, и неплохо выполненной для такого небольшого масштаба, как 1:120.
Модель телевизионного автобуса советского телевидения имеется в личной коллекции, правда из дополнений из «травленки» была установлена лишь лестница на крышу.
Дополнительно для обслуживания ПТС использовался вспомогательный автобус, который сопровождал станцию во время работы и представлял собой переоборудованный ЛиАЗ-677 для перевозки телекамер, штативов, кабелей и прочего необходимого оборудования. Студия «Studio Ali» изготавливала и модель указанного вспомогательного автобуса. (к сожалению после закрытия одного из ж/д. модельных форумов найти фото модели в «Интернете» не получилось)
ДДН. Фото автора, с сайта Интернет-магазина «Моделлдепо» и из свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по моделизму:
Чья модель копийнее? Тест для читателей канала
Искорка зажглась и погасла. Модели в ТТ производства SH-TT.