Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Модель автобуса передвижной телевизионной станции. ТТ

Несколько слов о прототипе. На базе автобуса ЛиАЗ-677 строились передвижные телевизионные станции. В 1964 году по причине ввода в эксплуатацию телецентра в Останкино и внедрением телевизионной техники нового поколения, были начаты работы по разработке передвижной станции на шасси автобуса ЛиАЗ-677. Первые два автобуса, специализированные под передвижную телевизионную станцию были выпущены на телевизионном заводе в 1972 году в городе Шяуляй (ныне Литва). Машины получили марку ПТС-4 и обозначение модели ЛиАЗ-5930. Телевизионная станция предназначалась для записи трансляций с уличных культурно-массовых мероприятий. На шасси автобуса ЛиАЗ-677 монтировался металлический сварной кузов типа фургон, стенки и крыша которого имели дополнительную термоизоляцию. Крыша автобуса использовалась как платформа для работы телеоператоров, для чего в задней части автобуса на крышу вела специальная лестница. Крыша могла спокойно выдержать трех человек и размещенное на ней телеоборудование. Для подъема оборудования использовалась специальная лебедка. Во время работы для устойчивого положения автобуса выдвигались специальные опоры.

Прототип модели
Прототип модели
Прототип модели
Прототип модели

В салоне автобуса располагались пульты режиссера, видеоинженера и звукорежиссера, 11 сидений (откидных и вращающихся), стол, телефон, два шкафа и вешалки с одеждой. Автобус был оборудован принудительной вентиляцией. В багажных отсеках размещены трансформаторы, механизмы для намотки кабеля и щит звуковых кабелей.

Прототип модели
Прототип модели

На смену модели ЛиАЗ-5930 стал выпускаться автобус модели ЛиАЗ-5931, получивший марку «Лотос», внешне он был таким же, внутри же отличие состояло в наличии аппаратуры для записи цветного изображения. Автобус выпускался в Шяуляе до 1974 года. После 1974 года был начат выпуск телевизионного автобуса ЛиАЗ-5932 под маркой «Магнолия», который имел усовершенствованное телеоборудование, способное сразу передавать трансляции в прямой эфир. Автобус «Магнолия» выпускался до 1982 года.

Украинский производитель моделей автомобилей для железнодорожных масштабов студия «Studio Ali» в производственной программе имело модель автобуса ЛиАЗ-677 (см. материал ««Луноход» на ладони. ТТ»). Поэтому неудивительно, что студией была выпущена модель телевизионного автобуса ПТС-4 (ЛиАЗ-5930). Модель была выпущена в двух цветовых вариантах, соответствующих прототипу, один из них оранжево-белый автобус советского телевидения, другой сине-белый автобус чешского телевидения.

Модель телевизионного автобуса для чешского телевидения
Модель телевизионного автобуса для чешского телевидения

Кузов и днище автобуса изготовлены методом литья из эпоксидной смолы. Колеса модели динамические (модель можно катать рукой). К модели прилагались накладные детали, изготовленными из травленной латуни, с помощью которых можно доукомплектовать модель специфическими деталями, присущими для телевизионного автобуса, например, спутниковой антенной, лестницей на крышу, поручнями и т.п. В целом модель получилась узнаваемой, полностью соответствующей по надписям и окраске прототипу, и неплохо выполненной для такого небольшого масштаба, как 1:120.

Модель автобуса советского телевидения из личной коллекции
Модель автобуса советского телевидения из личной коллекции
Модель автобуса советского телевидения из личной коллекции
Модель автобуса советского телевидения из личной коллекции

Модель телевизионного автобуса советского телевидения имеется в личной коллекции, правда из дополнений из «травленки» была установлена лишь лестница на крышу.

Модель автобуса советского телевидения из личной коллекции
Модель автобуса советского телевидения из личной коллекции
Модели телевизионного и пассажирского автобусов ЛиАЗ из личной коллекции
Модели телевизионного и пассажирского автобусов ЛиАЗ из личной коллекции

Дополнительно для обслуживания ПТС использовался вспомогательный автобус, который сопровождал станцию во время работы и представлял собой переоборудованный ЛиАЗ-677 для перевозки телекамер, штативов, кабелей и прочего необходимого оборудования. Студия «Studio Ali» изготавливала и модель указанного вспомогательного автобуса. (к сожалению после закрытия одного из ж/д. модельных форумов найти фото модели в «Интернете» не получилось)

ДДН. Фото автора, с сайта Интернет-магазина «Моделлдепо» и из свободного доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по моделизму:

Миниатюрные «пазики». ТТ

Чья модель копийнее? Тест для читателей канала

Искорка зажглась и погасла. Модели в ТТ производства SH-TT.

-9