Найти в Дзене
История и культура Евразии

Казахские коныраты - жители казахстанского Техаса

Шымкент и Туркестанскую область Казахстана в шутку называют Техасом (по аналогии с американским штатом). Почему возникло такое сравнение мне лично не понятно. Техасцы как известно люди независимые и постоянно хотят отделиться от США. Юг Казахстана такими предпочтениями не отличается. Казахстанские Коныраты (входят в Средний жуз казахов) составляют самую многочисленную родовую фратрию в бывшей Южно-Казахстанской области (Туркестанская область). Но не только многочисленностью отличаются коныраты. Это практически единственный малый народ, сохранивший этническую идентичность в Средней Азии. В Таджикистане коныраты считаются отдельным этносом, и их численность составляет около 40 тысяч человек. При этом их родным языком считается казахский язык. Как коныраты смогли утвердить свое право на отдельный этносу одному Богу известно. Но это хорошо показывает их характер - деловой и пробивной. Техасцы одним словом (может поэтому их так называют). Казахские коныраты (как и узбекские кунгираты) проис
Оглавление

Шымкент и Туркестанскую область Казахстана в шутку называют Техасом (по аналогии с американским штатом). Почему возникло такое сравнение мне лично не понятно. Техасцы как известно люди независимые и постоянно хотят отделиться от США. Юг Казахстана такими предпочтениями не отличается.

Казахстанские Коныраты (входят в Средний жуз казахов) составляют самую многочисленную родовую фратрию в бывшей Южно-Казахстанской области (Туркестанская область).

Туркестанская область (каз. Түркістан облысы, до 2018 г. — Южно-Казахстанская область) — область в Казахстане.
Туркестанская область (каз. Түркістан облысы, до 2018 г. — Южно-Казахстанская область) — область в Казахстане.

Но не только многочисленностью отличаются коныраты. Это практически единственный малый народ, сохранивший этническую идентичность в Средней Азии.

В Таджикистане коныраты считаются отдельным этносом, и их численность составляет около 40 тысяч человек. При этом их родным языком считается казахский язык.

Как коныраты смогли утвердить свое право на отдельный этносу одному Богу известно. Но это хорошо показывает их характер - деловой и пробивной. Техасцы одним словом (может поэтому их так называют).

Казахские коныраты (как и узбекские кунгираты) происходят из монгольского племени Хунгиратов.

Хунгират означает люди лебедя. Следует отметить, что тотем лебедя есть у бурятов, что говорит что хунгираты являются дарлекинами, то есть монголами, которые ушли в мифическую страну Эргэнэ-кун и не участвовали в этногенезе нирун-монголов (то есть оставшихся в монгольских степях). Чингис-хан был нируном между прочим.

Некоторые исследователи выводят наименование хунгирадов из этнонима Хуннов (хунну ард - люди хунну). Правда по моему мнению тут может быть противоположный смысл - Люди хунну в смысле подчинившиеся Хуннам.

Сами казахские коныраты считают, что их этноним возник от словосочетания "коныр ат" - "коричневая лошадь".

При этом казахские коныраты полагают, что они ведут свое происхождение еще с времен улуса Джучи. Коныраты делятся на два крупных рода - коктенши (то есть сошедший с Небес, что показывает явную отсылку на тенгрианство) и коктин улы (то есть сыновья Неба).

Как бы там не было, но монголы-кунгираты вышли из горных теснин, где они долгое время жили и присоединились к степным монголам-нирунам где-то в 11 веке.

По легенде кунгираты, когда выходили из гор нечаянно наступили на священный огонь, что является кощунством по монгольским обычаям. И это стало причиной что именно кунгираты чаще страдают болезнями ног и поясницы и часто это даже приводит к косолапости.

По моему мнению эта легенда имеет отголоском скорее всего то обстоятельство, что кунгираты были мастерами по выделке железа. А рудокопская и кузнечная работа очень тяжелые виды деятельности, приносящие вред здоровью. Действительно лично сам наблюдал за представителями казахских коныратов и среди них чаще попадаются мужчины с телосложением, склонным к деформации поясничного пояса, полноватые, хотя и имеющие высокий для казахов рост.

Кунгираты считались монгольской аристократией. Именно из кунгираток брали себе в жены многие представители рода Чингис-хана - Борджигинов. И это сделал и сам Чингис-хан. Мать Чингис-хана Оэлун также была конгираткой.

Тэмуджин и Бортэ. Бортэ-фуджин, Борте-учжин (үжин — «госпожа», 1161 — 1230 — старшая жена Темуджина (Чингисхана); дочь Дэй-Сечена (Дай-нойона) из рода унгират и его жены Цотан.
Тэмуджин и Бортэ. Бортэ-фуджин, Борте-учжин (үжин — «госпожа», 1161 — 1230 — старшая жена Темуджина (Чингисхана); дочь Дэй-Сечена (Дай-нойона) из рода унгират и его жены Цотан.

Так что коныраты это монгольские Төркін - то есть отцовский род жены. А по степным обычаям Төркін имеют большое влияние на детей дочери и балуют их не нагружая обязанностями (это возлагается на детей сыновей). Сам Чингис-хан ко всем своим детям приставил наставников из кунгиратов, в основном из семьи племенного вождя Дай-нойона.

Поэтому казахские коныраты всегда поддерживали казахских чингизидов и были их опорой в казахских степях. Но после того, как казахские чингизиды стали зависимыми от Российской империи коныраты ушли в среднеазиатские ханства порвав с ними отношения.

Скорее всего это было связано не с политическими мотивами, а с традиционным обитанием коныратов в горах Каратау, которые в начале 19 века перешли под власть кокандцев.

Между прочим узбекские и казахские коныраты не считают друг друга близкородственными. Связано это с тем, что казахские коныраты происходят от 4 000 хонкиратов, приданных старшему сыну Чингис-хана - Джучи, а узбекские от 1000 хонкиратов, приданных Чагатаю.

Но казахские и узбекские коныраты активно смешивались между собой в 19 веке, что породило родовые ответвления (кара-коныраты у казахов) и устойчивые устные предания, что они вышли из Сары-Арки у узбекских конгыратов.

Среди казахов есть легенды, что сын прародителя коныратов Нагадай-бий - Жыгалы-мырза (то есть носящий жигу - султан из перьев) был сборщиком налогов у монголов. Легенда скорее всего имеет негативный оттенок в отношении коныратов http://kazahskieroda.kz/srednij-zhuz/konrat.html.

Как бы там не было, но коныраты являют собой очень интересный тип монгольского субстрата в тюркском этносе, сумевшего адаптироваться в этой среде. При этом интересно и взаимодействие коныратов с оседлым населением, которое также было успешным, что показывает высокие адаптивные качества этого монгольского этноса.

Это отметила еще узбекский историк татарского происхождения Балкис Кармышева,

Кармышева, Балкис (Бэлькис) Халиловна (13 июля 1916, Кульджа, провинция Синьцзян, Китай — 9 октября 2000, Москва) — видный советский и узбекский этнограф-тюрколог, кандидат исторических наук (1951, по монографии), доктор исторических наук (1978, по монографии). Научный сотрудник Института истории АН ТаджССР (1945—1956), Института этнографии АН СССР (с 1956). Научный интерес: коренные народы Средней Азии, Казахстана, Урала.
Кармышева, Балкис (Бэлькис) Халиловна (13 июля 1916, Кульджа, провинция Синьцзян, Китай — 9 октября 2000, Москва) — видный советский и узбекский этнограф-тюрколог, кандидат исторических наук (1951, по монографии), доктор исторических наук (1978, по монографии). Научный сотрудник Института истории АН ТаджССР (1945—1956), Института этнографии АН СССР (с 1956). Научный интерес: коренные народы Средней Азии, Казахстана, Урала.

которая проводила этнические исследования по узбекским и казахским коныратам:

«Одним из существенных факторов, определивших весь ход экономического, политического, культурного и этнического развития Мавераннахра эпохи феодализма, было тесное взаимодействие оседлого населения оазисов и так называемой кочевой степи».

При этом она считала:

Для нас неважно, каково происхождение кунгратов — монгольское или тюркское. Потому что в разных исследованиях указано, что хотя те или иные этнические группы являются монгольскими племенами, до переселения в Мавераннахр в начале XVI в. они приняли тюркское направление по языку, культуре и этническому составу.

Доказывая, что «кочевая степь» была не только за пределами Мавераннахра, но и «внутри его самого», где оазисы перемежались с обширными степными и полупустынными районами Балкис Халиловна приводила пример узбекских кочевых племен, в том числе и коныратов.

В общем коныраты очень интересный субэтнос Средней Азии, который является ярким выразителем так называемого "шымкентского" типа казахов - делового, практичного и пробивного. Не зря у коныратов есть столько эпонимов (различных легендарных образов, от которых идет родовая память). Изучение этногенеза коныратов может пролить свет на образование казахской и узбекской нации.