Жан-Жак Русо однажды написал: «Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь. Она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь». Великий французский мыслитель, писатель, философ умер в 1778 году. А его мысли живы до сих пор. И заставляют задуматься: так ли мы свободны на самом деле?
«Настоящая свобода – это не делать то, чего не хочу»? В таком случае, почти все простые смертные сегодня практически порабощены. Тема обширная. Но холодок бесправия ощущается даже у ее «подножия». Взять хотя бы вездесущую рекламу. Вы ее не хотите, ненавидите, презираете. Но все равно будете есть «удовольствие полной ложкой». Потому что она приносит деньги. Не вам. Но «через вас». И этим все сказано.
Внешне в нашей жизни – все «чики-пики»: произошла небывалая «разгерметизация» людского бытия: хочешь – пой, хочешь – пляши, хочешь – верь, хочешь – не верь, хочешь – почитай, хочешь – не почитай… Никаких нравственных ориентиров.
Но, если честно, Жан-Жак Руссо был прав: это – не свобода, а анархия. А последняя только у теоретика анархизма Прудона – мать порядка. Для остальных – жуткая круговерть без руля и ветрил. Только анархисты относятся к законам и порядку без благоговения. Мол, все что «написано» – уже мертво и мешает жизни развиваться дальше.
Удивительно, но, став раскованными, мы потеряли волю. Обессилели. Опустели. Да и какие мы раскованные, если ничего не можем поделать ни с чем, даже с рекламой? Сидишь, мирно пьешь чай с булочкой, смотришь телевизор, и вдруг на экране – грибковый ноготь на ноге, или прокладки с крылышками. Вы не хотите, не ждете этого. Но оно будет, даже если вас стошнит во время просмотра. Разве это не насилие?
Задумался над сюжетом отличного, умного фильма? Получи, чувак, «гранату» (рекламу): «Творчество начинается с «Помидорки»!» (реклама томатной пасты). Вы думали, что творчество – это стихи, рисунки, все, что угодно, только не томатное пюре, придающее цвета и вкуса борщу? Все это в прошлом. В наши дни настоящий вкус творчества – у «Помидорки».
Ради любви, получается, больше не надо преодолевать тяготы быта, хранить верность, вдумчиво и терпеливо воспитывать детей. Можно как Натали Портман сигануть в море с пирса, пробежаться по берегу, проорать что-то в транспорте, а затем гордо и драматично спросить: «А ты? На что ты готов ради любви?». Вы хотели, чтобы вам бесконечно впаривали эту «бегущую по волнам»? Но вы будете это смотреть. Так свободны ли вы?
Все, что раньше ассоциировалось с серьезным, мудрым, главным, «жан-жаковским», сегодня спаялось с пустотой. Творчество – это помидорка. Ради любви достаточно, пробежаться, как потерпевшая, по берегу. Отца можно испепелить взглядом, если он забыл подключить интернет на даче. Добиться успехов в фигурном катании можно, купив чупа-чупс (помните, как вкусно это рекламировал Плющенко)…
А начнешь листать книги прошлого, перечитывать хотя бы французского мыслителя Руссо (а сколько открыто еще и другими умными, мудрыми, глубоко знающими людьми!), – диву даешься: как можно было отказаться от такой глубины осмысления жизни, настолько отдалиться от почти обнаруженной и сформулированной истины?
По мнению Руссо, каждый человек имеет одинаковые права, рождается свободным, никто не вправе распоряжаться его свободой. Но, признайтесь, ведь вы тоже сейчас об этом думаете! Только молчите.
Жан-Жак искал причины социального неравенства. Критиковал прогресс: говорил, что именно в нем, оголтелом, бесконтрольном и потребительском – основная причина деградации общества. Настаивал на том, что беда, когда жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей жирует на вершине славы и богатства, не считаясь ни с кем и ни с чем. А что, не так что ли?
Жан-Жак сравнивал государство с семьей, заявлял, что глава государства – отец, который должен заботиться о детях (гражданах государства). А семья держится на согласии, которое достигается общими усилиями. Что такого крамольного? Ведь, если по уму, так и должно быть…
Но, прощайте, представитель радикального крыла французского Просвещения! Хватит с вас и того, что ваши сочинения в XVIII веке обсуждала вся Европа. В наши дни не принято «углубляться». Достаточно «помидорки», интернета, чупа-чупса, прокладок и выразительных ныряний в море ради любви… Все делают, что хотят: одни сосут чупа-чупс, другие – ныряют в океан, третьи – «стригут» со всего этого «купоны»… Свобода… Свобода?
Марина Караваева-Неженцева
Подписывайтесь на канал ВСЕ НЕ ЗРЯ
Ставьте класс! Благодарю вас!