Найти тему
Всё не зря

Россиян сделали заложниками рекламы и выпендрёжа, назвав всё это сладким словом "свобода"

Кадры из рекламы
Кадры из рекламы

Жан-Жак Русо однажды написал: «Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь. Она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь». Великий французский мыслитель, писатель, философ умер в 1778 году. А его мысли живы до сих пор. И заставляют задуматься: так ли мы свободны на самом деле?

«Настоящая свобода – это не делать то, чего не хочу»? В таком случае, почти все простые смертные сегодня практически порабощены. Тема обширная. Но холодок бесправия ощущается даже у ее «подножия». Взять хотя бы вездесущую рекламу. Вы ее не хотите, ненавидите, презираете. Но все равно будете есть «удовольствие полной ложкой». Потому что она приносит деньги. Не вам. Но «через вас». И этим все сказано.

Внешне в нашей жизни – все «чики-пики»: произошла небывалая «разгерметизация» людского бытия: хочешь – пой, хочешь – пляши, хочешь – верь, хочешь – не верь, хочешь – почитай, хочешь – не почитай… Никаких нравственных ориентиров.

Кадры из  рекламы
Кадры из рекламы

Но, если честно, Жан-Жак Руссо был прав: это – не свобода, а анархия. А последняя только у теоретика анархизма Прудона – мать порядка. Для остальных – жуткая круговерть без руля и ветрил. Только анархисты относятся к законам и порядку без благоговения. Мол, все что «написано» – уже мертво и мешает жизни развиваться дальше.

Удивительно, но, став раскованными, мы потеряли волю. Обессилели. Опустели. Да и какие мы раскованные, если ничего не можем поделать ни с чем, даже с рекламой? Сидишь, мирно пьешь чай с булочкой, смотришь телевизор, и вдруг на экране – грибковый ноготь на ноге, или прокладки с крылышками. Вы не хотите, не ждете этого. Но оно будет, даже если вас стошнит во время просмотра. Разве это не насилие?

Задумался над сюжетом отличного, умного фильма? Получи, чувак, «гранату» (рекламу): «Творчество начинается с «Помидорки»!» (реклама томатной пасты). Вы думали, что творчество – это стихи, рисунки, все, что угодно, только не томатное пюре, придающее цвета и вкуса борщу? Все это в прошлом. В наши дни настоящий вкус творчества – у «Помидорки».

Кадры из рекламы
Кадры из рекламы

Ради любви, получается, больше не надо преодолевать тяготы быта, хранить верность, вдумчиво и терпеливо воспитывать детей. Можно как Натали Портман сигануть в море с пирса, пробежаться по берегу, проорать что-то в транспорте, а затем гордо и драматично спросить: «А ты? На что ты готов ради любви?». Вы хотели, чтобы вам бесконечно впаривали эту «бегущую по волнам»? Но вы будете это смотреть. Так свободны ли вы?

Все, что раньше ассоциировалось с серьезным, мудрым, главным, «жан-жаковским», сегодня спаялось с пустотой. Творчество – это помидорка. Ради любви достаточно, пробежаться, как потерпевшая, по берегу. Отца можно испепелить взглядом, если он забыл подключить интернет на даче. Добиться успехов в фигурном катании можно, купив чупа-чупс (помните, как вкусно это рекламировал Плющенко)…

А начнешь листать книги прошлого, перечитывать хотя бы французского мыслителя Руссо (а сколько открыто еще и другими умными, мудрыми, глубоко знающими людьми!), – диву даешься: как можно было отказаться от такой глубины осмысления жизни, настолько отдалиться от почти обнаруженной и сформулированной истины?

Кадры из рекламы
Кадры из рекламы

По мнению Руссо, каждый человек имеет одинаковые права, рождается свободным, никто не вправе распоряжаться его свободой. Но, признайтесь, ведь вы тоже сейчас об этом думаете! Только молчите.

Жан-Жак искал причины социального неравенства. Критиковал прогресс: говорил, что именно в нем, оголтелом, бесконтрольном и потребительском – основная причина деградации общества. Настаивал на том, что беда, когда жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей жирует на вершине славы и богатства, не считаясь ни с кем и ни с чем. А что, не так что ли?

Жан-Жак сравнивал государство с семьей, заявлял, что глава государства – отец, который должен заботиться о детях (гражданах государства). А семья держится на согласии, которое достигается общими усилиями. Что такого крамольного? Ведь, если по уму, так и должно быть…

Но, прощайте, представитель радикального крыла французского Просвещения! Хватит с вас и того, что ваши сочинения в XVIII веке обсуждала вся Европа. В наши дни не принято «углубляться». Достаточно «помидорки», интернета, чупа-чупса, прокладок и выразительных ныряний в море ради любви… Все делают, что хотят: одни сосут чупа-чупс, другие – ныряют в океан, третьи – «стригут» со всего этого «купоны»… Свобода… Свобода?

Марина Караваева-Неженцева

Подписывайтесь на канал ВСЕ НЕ ЗРЯ

Ставьте класс! Благодарю вас!

Советую прочитать: