#мыделаемэтоводежде #самоизоляция #ядома
Когда я училась на дизайне костюма, одним из заданий было разработать капсулу одежды для дома. Это был мой самый сложный проект: одни модели слишком простые, другие - бессмысленные, третьи - сложные и надуманные надуманные. Я осознала, что не знаю о домашнем комфорте ну… ничего. Кроме того, что моя прабабушка шила мне пачками ночные рубашки и утверждала, что в них очень удобно спать (на самом деле нет). Халаты меня раздражали, хотя надо было их просто носить только по назначению. Домашние юбки и платья, будуарные накидки для чтения перед сном, нижние юбки и пеньюары, домашние костюмы для работы и приема гостей - все это казалось чем-то далеким из книжек. И важным упущенным куском нашей культуры…
Когда мир и транспорт были медленнее, люди дома по-настоящему жили. Жилье было для этого приспособлено от рабочего места до курительной шапочки.
Домашняя одежда, как отдельный раздел, в Европейской культуре стала отделяться в 17 веке в эпоху Просвещения. В то время крой верхней одежды усложнился и ходить по дому в том же, что и на улицу, было попросту неудобно. А самый пик разнообразия домашнего платья пришелся на эпоху дендизма в 19 веке, спасибо Оскару Уайльду и Лорду Байрону.
Женщины Просвещения до полудня носили домашние капоты, что-то среднее между платьем и распашонкой, переодевались в домашние платья, поверх ночных сорочек надевали контуш - присбореную на спине накидку с широкими рукавами. Мужчины носили те же контуши и колпаки, которые покрывали голову без парика. Особенно важно еще раз отметить, что у каждого такого предмета были свои место, время и предназначение.
После турецких и индийских кампаний в Европу проник восточный костюм: архалук, пижама, разные накидки и курительная шапочка. Архалук - близкий родственник и даже прадедушка современного халата, кафтан без застежек, который кроили, сложив по линии плеча (плечевого шва не было), расцветка предпочтительно в полоску. В нем было удобно ходить по дому поверх сорочки и панталон, принимать в нем посетителей и заниматься делами, помимо прочего, в нем было тепло.
Со временем архалуками стали называть все мужские домашние накидки, а потом и вовсе перешли на слово «халат». Денди носили халаты уже на застежке, поверх брюк и рубашки с жилетом и даже добавляли шелковый галстук аскот, а все тот же Лорд Байрон завел моду на украшения, портрет этого красавца прилагаю, любуйтесь.
Пижама же происходит от персидского «pae jamah» - «одежда, покрывающая ступни» - и олицетворяет свободные брюки из легкой ткани, которые английские колонизаторы привезли на родину в качестве белья.
Отдельная прелесть - шапочка для курения. Таблеткообразный турецкий головной убор с кисточкой, который носили, чтобы голову сквозняком не надуло во время курения и чтобы волосы от запаха уберечь. Девушки массово вышивали такие шапочки для своих женихов в подарок. К шапочке еще прилагался курительный пиджак - цветная куртка в восточном стиле с декоративными пуговицами, в которую переодевались мужчины на «перекур». Как та, что носил дома с близняшками Хью Хефнер. Каким-то дивным образом слово «смокинг» перешло у нас и в Германии на вполне себе черный вечерний пиджак, он же tuxedo.
Там потом еще двадцатый век случился, но про него отдельно поговорим, если захотите. Вкратце - постепенно все поглотили упрощение и трикотаж, поэтому сегодня мы сидим дома, кто в чем.
Сейчас мне очень интересно, успеют ли люди привыкнуть к нахождению дома настолько, что начнут относиться ко всему в нем более внимательно и не так «фастфудно», как к своей жизнь до? Может перестанут говорить «я домой только спать прихожу»? Это хоть и личный выбор каждого, но только когда периметр гонки от себя сузили до пределов одной квартиры/комнаты на неопределенный срок, койко-место и пижама уже недостаточный стартерпак для диванной антиутопии.
Ритуал уставшего человека c едой в картонных коробках и пивом под сериал в трусах и футболке можно себе позволить, когда ты пришел домой уставший, как собака, снял пальто, платье, скинул туфли и сказал «Как же я задолбался!». В ежедневном домашнем режиме этот сценарий вгоняет в депрессию больше, чем 50-часовая рабочая неделя. И в ближайшее время «задолбаться» нам скорее светит от яндекс.еды, нетфликса, зума и вида собственных спортивок с тапочками, чем от гонки по сладким московским пробкам.
Кажется, что это тот самый момент, когда культура нахождения дома имеет все шансы вернуться даже в обители самых отверженных трудоголиков, причем в самом экологичном виде - не в форме побега от стресса, а наоборот, от стремления обустроить свой мир, потому что прецедент остаться дома на полтора-два месяца из головы нашего поколения уже никогда не уйдет.