С приходом к власти президента Владимира Зеленского в 2019 году на Украине была ускорена работа по перестройке системы управления Вооруженных сил (ВСУ). Персональные изменения в руководстве минобороны и армии позволили начать реализацию откорректированной программы реформирования военной организации украинского государства.
Основными руководящими документами для осуществляемой трансформации в оборонной сфере Украины остаются установления, разработанные и принятые предыдущей политической командой: Закон Украины «О национальной безопасности» (2018 г.) и Стратегический оборонный бюллетень Украины (СОБУ) (2016 г.). Первая стратегическая цель, зафиксированная в СОБУ, — развитие системы управления ВСУ на основе принятых в НАТО принципов и стандартов. Поправки к упомянутому закону, принятые на прошлой неделе, нацелены на полное завершение реформы органов управления силами обороны уже в текущем году.
Упомянутый закон, как заявлялось, превратит украинскую армию из «советской» в «натовскую». Правда, со стороны НАТО активно намекалось, что альянс не имеет определенного ряда стандартов, обязательных для внедрения на Украине ради достижения определенного уровня совместимости. И эти уровни не зависят от количества внедренных практических (или «технических») стандартов.
Наряду с натовскими стандартами на Украине декларируется опора на модельный опыт США и Польши. Хотя учреждение должности главкома ВСУ, которому подчинен Генштаб, не очень вяжется с американской или польской командными схемами, скорее это нечто из британской модели начальника штаба обороны.
В реализуемой украинской концепции есть также моменты, вызывающие ассоциации с изменениями в системе военного управления России десятилетней давности, позже частично свернутыми. Но о таком в Киеве вслух говорить не будут.
Судя по всему, реально заимствуются пока только натовская типовая структура штабов (J-структура) и институт командований — боевых, поддержки и обеспечения. Разграничение полномочий и финансов между армией и гражданским минобороны идет больше в русле «местного колорита». Комплектование личным составом, подготовка военнослужащих, прохождение службы тоже не вываливаются из типичного постсоветского русла. Зато публичная дискуссия концентрируется на таких вещах, как переход к новой системе генеральских званий.
Сегодня в Киеве ключевой фигурой в сфере национальной обороны и военной реформы считается генерал-полковник Руслан Хомчак, формальный статус которого с прошлой недели — главнокомандующий ВСУ. В Киеве много судачат о его трениях с минобороны, где тоже готовятся работать по натовским стандартам, так, как их понимают. В начале марта министра обороны сменили, но на Украине часто меняют министров…
Новый министр обороны Андрей Таран — опытный аппаратчик, отставной генерал-лейтенант. Все принципиальные, политические решения стратегического порядка были приняты до его прихода в военное ведомство. Как утверждают злые языки, у Тарана системных взглядов на управление и реформирование армии никогда не отмечалось. Зато он известен как функционер, который умеет производить впечатление, брать под козырек и выполнять поставленные задачи.
Пока оба генерала демонстрируют мир и дружбу, совместно выезжают в войска, наносят визиты на корабли. Однако распространены ожидания, что вместе им будет «или тесно, или бедно». Некоторые язвят насчет того, что неизбежен перенос основных боевых действий с восточных границ на Воздухофлотский проспект, где расположено минобороны, что безусловно не будет способствовать системным изменениям в армии, хотя, с другой стороны, может помочь проконтролировать коммерческие склонности антагонистов.