Найти тему
Марта Раева

Аристократ российского кино

Этого актера знали и любили на просторах Советского Союза, а затем на всем постсоветском пространстве. Объяснить, почему Олег Янковский стал кумиром миллионов кинозрителей в нашей стране, не очень-то и сложно. Достаточно назвать его кинороли в фильмах, которые относятся к разряду культовых, т.е. получивших такую популярность, что сложился целый культ у определенной группы фанатов и поклонников. Этой "группой" и была многомиллионная аудитория кинозрителей на протяжении 40 лет прижизненной славы актера. Первые роли в кино Янковский сыграл в 1968 г., т.е. полвека назад, ушел из жизни в 2009 г., в этом же году вышли последние фильмы с его участием.

Начиная с первых своих фильмов актер заявил о себе очень громко, главным образом, потому что уже в них проявилась главная черта его актерской личности – я бы назвала ее аристократизмом. На примере фильмов "Щит и меч" и "Служили два товарища" можно найти ответ на вопрос: почему молодой, никому неизвестный актер из Саратова ворвался в элиту советского кинематографа. От природы наделенный аристократической внешностью – высоким ростом, оригинально вылепленным лицом с умными глазами, харизмой интеллигентной личности, он сыграл первые роли – офицера-эсэсовца Генриха Шварцкопфа, завербованного русским разведчиком, и первого кинооператора молодой советской республики Некрасова, погибшего от случайной пули. Сыграл так, что запомнился зрителям надолго.

Известны слова режиссера фильма "Щит и меч" Владимира Басова, который искал актера с арийской внешностью на роль Шварцкопфа и которому в гостиничном ресторане Львова показали на случайно зашедшего Янковского, который со своим Саратовским театром был на гастролях в городе:

«Он конечно идеально подошел бы, но это, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?».
Щит и меч
Щит и меч

Подсчитано, сколько зрителей посмотрело фильм о советском разведчике, – более 68 миллионов. Да, этому кинофильму далеко до более позднего культового сериала про Штирлица "Семнадцать мгновений весны", но талантливый режиссер Владимир Басов сумел сделать крепкий фильм, смог найти такие лица русских актеров на главные роли – Станислава Любшина и Олега Янковского, которые заставили бы зрителей поверить в придуманную историю о работе разведчика в годы Великой Отечественной войны.

Служили два товарища
Служили два товарища

Ролью в кинофильме "Служили два товарища" о событиях гражданской войны Янковский мог бы гордиться и по сей день, потому что это был один из первых советских фильмов, где русская смута была показана с огромным сочувствием к обоим ее лагерям. Он и Ролан Быков играли красноармейцев, а Владимир Высоцкий – белогвардейца-поручика,
и в этой компании молодой артист не потерялся. И снова внешность актера будет обыграна на полную катушку: его героя интеллигентной внешности постоянно подозревают в нелояльности рабоче-крестьянской армии, а женщина-комиссар готова расстрелять его за сходство с офицером, пытавшим ее на допросе. Аристократизму внешнему, конечно, способствовало внутреннее содержание личности молодого актера, который затем сыграл немало ролей настоящих интеллигентов,
не только русских.

Так, одной из самых ярких работ Янковского стал герой фильма "Тот самый Мюнхгаузен" 1979 года. Фраза, которую произносит его герой – барон, представитель германской аристократии, стала крылатой:

«Умное лицо – это еще не признак ума, господа».

Она как раз подчеркивала видимость, мнимость псевдо-интеллигента, которая не подкрепляется подлинной внутренней интеллигентностью. Драматург Григорий Горин и режиссер Марк Захаров, худрук московского театра Ленком, где Янковский проработал вплоть до своей смерти, подчеркнули в нем еще и возможности комедийного актера, который обладает такими качествами умного человека, как ирония и самоирония. Они тоже стали визитной карточкой актера.

Тот самый Мюнхгаузен
Тот самый Мюнхгаузен

Интересно, что после смерти актера в Саратове ему поставили памятник, где скульптор изобразил актера в роли Мюнхгаузена, собирающегося по лестнице отправиться вверх, в бессмертие.

Отмечу еще два кинофильма с Янковским в главной роли своего современника – "Влюблен по собственному желанию" и "Полеты во сне и наяву".

Влюблен по собственному желанию
Влюблен по собственному желанию

Первый фильм получил статус лучшего фильма 1982 года по итогам опроса кинозрителей, проведенного самым массовым периодическим журналом "Советский экран". Актер сыграл незаурядного, но опустившегося человека, рабочего механического завода, которого возвратит к активной жизни любовь к женщине, внешне заурядной,
но внутренне духовно богатой.

Полеты во сне и наяву
Полеты во сне и наяву

В центре второго кинофильма, тоже 1982 года, был интеллигент чеховского типа, "плохой хороший человек", типичный "герой нашего времени", человек эпохи застоя, не сумевший воплотить в жизнь богатый личностный потенциал и глубоко страдавший от этого. За данную роль актер был удостоен Государственной премии СССР.

Впоследствии Янковский переиграл в кино и театре немало людей творческих профессий, например, писателя в фильмах Андрея Тарковского "Зеркало" и "Ностальгия", спектакле Ленкома "Чайка", сыграл и царей – Николая II в кинофильме К. Шахназарова "Цареубийца" и Петра Великого в спектакле Марка Захарова "Шут Балакирев"…

Всех не перечесть в одной статье. Но всем ролям актера передалось от него внутреннее благородство поистине аристократической натуры.

Фотографии из открытых источников.