Найти в Дзене

Дружба и любовь в понимании философии

Следовательно, кто сведущ в благе, тот и умеет любить. А кто неспособен отличать благо от зла и то, что ни то ни другое, и от того и другого, как же еще тот способен любить? "Беседы Эпиктета", II.22 Человеческая любовь должна опираться на трезвую оценку наших чувств, которые вызывает та или иная ситуация. Древние греки разработали сложную теорию любви и выделили несколько ее разновидностей. По греческой классификации, существует четыре типа любви: 1. Агапе - это то, что мы испытываем к супругам. Христиане считали ее Божьей любовью ко всему человечеству: как выразился Фома Аквинский, любить - значит желать добра ближнему своему. 2. Эрос - с эросом не все так просто, он связан через сексуальным влечением и чувствительными наслаждениями, но, как объяснял Платон в своем диалоге "Пир" ("Симпосий"), эрос должен перерастать в понимание внутренней красоты человека, через которые мы начинаем ценить красоту вообще, независимо от ее конкретного воплощения. 3. Филия - это бесстрастная доброд

Следовательно, кто сведущ в благе, тот и умеет любить.

А кто неспособен отличать благо от зла и то, что ни то ни другое, и от того и другого, как же еще тот способен любить?

"Беседы Эпиктета", II.22

Человеческая любовь должна опираться на трезвую оценку наших чувств, которые вызывает та или иная ситуация. Древние греки разработали сложную теорию любви и выделили несколько ее разновидностей.

По греческой классификации, существует четыре типа любви:

1. Агапе - это то, что мы испытываем к супругам. Христиане считали ее Божьей любовью ко всему человечеству: как выразился Фома Аквинский, любить - значит желать добра ближнему своему.

-2

2. Эрос - с эросом не все так просто, он связан через сексуальным влечением и чувствительными наслаждениями, но, как объяснял Платон в своем диалоге "Пир" ("Симпосий"), эрос должен перерастать в понимание внутренней красоты человека, через которые мы начинаем ценить красоту вообще, независимо от ее конкретного воплощения.

3. Филия - это бесстрастная добродетельная любовь, которую мы испытываем к друзьям, к членам семьи и к людям, о которых мы должны заботиться, как о самих себе.

4. Сторге - это любовь к своим детям, а также, что интересно, к своей стране или даже спортивной команде. Сторге - это любовь, которую мы не выбираем, она рождается сама по себе и не имеет ничего общего с рассудком или рефлексией.

-3

Истинная философия - это немного теории и очень много практики.

Поскольку древние греки и римляне считали дружбу разновидностью любви, Эпиктет дает ей такое же стоическое толкование, что и семейным отношениям:

В самом деле, где в ином месте дружба, как не там, где честность, где совесть, где преданность прекрасному, и ничего другому? "Но он столько времени заботился обо мне и, оказывается, не любил меня?" Откуда ты знаешь, рабское ты существо, не заботился ли он так, как обувь чистит свою, как скотину? Откуда ты знаешь, не выбросит ли тебя, как разбитую плошку, когда ты станешь уже непригодной утваришкой?... Этеокл и Полиник разве не были от одной матери и от одного и того же отца? Разве не вместе они воспитывались, не вместе жили, не вместе ели и пили, не вместе спали, не целовали друг друга часто? Так что если бы, думаю, кто-нибудь увидел их, то посмеялся бы над философами за те парадоксальные вещи, которые они говорят о дружбе. Но когда между ними очутилась, как кусок мяса, тирания, смотри, какие вещи они говорят:

Э: Пред какой ты станешь башней?

П: Это ты к чему спросил?

Э: Против став, тебя убью я.

П: Жажду я того же сам.

[Еврипид, трагедия "Феникс"]

Настоящая дружба, как и истинная любовь, познается не в радости, а в горе.

Есть три типа дружбы:

1. Утилитарная дружба - то, что сегодня мы называем взаимовыгодным знакомством, например отношения со "своим" парикмахером. Античные философы сделали весьма проницательное наблюдение: даже если отношения основаны на взаимном "интересе" и могут прекратиться, как только станут невыгодными, мы все равно хотим, чтобы такие взаимодействия с другими людьми носили положительный, дружественный характер. Таким образом, утилитарная дружба правильная и приятна. Правильна, потому что мы относимся к другим людям, как к равным, они для нас - цель, а не средство для достижения цели. А приятна, потому что мы по своей природе - социальные существа, которые получают удовольствие от общения с себе подобными.

-4

2. Гедоническая дружба - второй тип филии в классификации Аристотеля - основана на взаимном удовольствии. Такие отношения связывают нас, например, с собутыльниками или с людьми, увлекающимися тем же, чем и мы. Как и утилитарная дружба, гедоническая основана на взаимной выгоде, только ее роль играет не практическая польза, а удовольствие. Для обоих этих типов дружбы, как правило, не характерны глубокие, близкие отношения, но мы все равно чаще называем таких людей друзьями, а не знакомыми. Утилитарную и гедоническую дружбу объединяет то, что они обе заканчиваются, как только исчезает соединяющий социальный "клей", например если вы теряете интерес к вашему общему хобби или начинаете вести здоровый образ жизни.

3. Аристотелевский тип дружбы - выходит далеко за пределы тех минимальных требований, которые предъявляют к "друзьям" большинство людей. Я говорю о нравственной дружбе, основанной на добродетели. Это редкое явление, когда два человека ценят друг друга как личностей и испытывают внутреннее родство. Такая дружба бескорыстно и не требует внешних факторов, таких как деловые связи или общее хобби. Такой друг становится зеркалом нашей души, помогает нам нравственно совершенствоваться и становится лучшим в мире человеком, потому что искренне заботится о нас. Вот почему "нравственная дружба" может относиться не только к дружбе в ее современном понимании, но и к взаимоотношениям с членами семьи или любимым человеком.