В житии святого великомученика и целителя Пантелеимона есть одна маленькая, но существенная деталь. Вы обратили внимание, сколько людей, которые с ним общались, которые получили от него исцеление, уверовали в истинного Бога Иисуса Христа?
Огромное количество. И исцелял он так, что болящие забросили всех других врачей и шли к нему. Потому что он исцелял верой, молитвой, обращением к истинному Богу. Репутация была у него, наверное, как самого лучшего врача в городе. При этом он был очень красив собой, из благородного рода, может быть даже патрицианского. Сказано, что отец его хоть был и римский язычник, но, тем не менее, высокого рода. И этот юноша, получивший хорошее по тем временам светское и плюс к этому медицинское образование, наверное, производил на всех очень благоприятное впечатление.
Вспомните, что, увидев Пантелеимона из окошка, его будущий учитель Ермолай, почувствовал, что этот юноша не только очень красивый, но и какой-то чистый, благородный. И решил с ним побеседовать. Пантелеимон на всех, видимо, производил такое благоприятное впечатление. И ни один человек в городе не мог сказать что-то дурное об этом человеке. Тем более, что когда он исцелял сотни людей, еще и не брал денег. Ну, я думаю, что он не брал денег с людей бедных. Скорей всего богатые деньги сами давали, но он мог и раздавать, и кому-то помогать. А с бедных не брал ничего — ни копейки. Поэтому его называют бессребреником, безвозмездным целителем.
Казалось бы, что можно инкриминировать такому человеку? Что плохого он мог сделать? Абсолютно ничего. Но все не так просто. С одной стороны, сотни исцеленных уверовавших людей, с другой стороны, император, которому врачи, позавидовав, донесли, что все больные бросили их и ушли к Пантелеимону. У них практика, так сказать, потеряна. У них денег нет, заработка нет. Всех переманил к себе. Это же враг! Тем более христианин. Надо его убрать. А в то время, как известно, одного слова «христианин» уже достаточно было для того, чтобы человека казнить, по тем временам — скорее всего, обезглавить.
Короче говоря, император Максимилиан знал этого юношу и даже имел на будущее мысль сделать его придворным врачом. Он его вызвал и, когда убедился, что Пантелеимон христианин, пришел в страшную ярость. При этом же на глазах императора юноша исцеляет паралитика, который много лет не двигался. Что делает император? Вместо того чтобы преклонить главу перед таким чудом, потому что именем Христа был исцелен этот больной, император приказывает исцеленного человека обезглавить, чтобы не вел пропаганду, а мученика Пантелеимона предать на страшные мучения.
И вот дальше мы читаем, какие мучения он претерпел. Вешают вниз головой и железными когтями начинают строгать так, что кожа и куски мяса отваливаются от тела. Жгут Пантелеимона огнем. В котел с оловом опускают. А он жив! Топят в море. Он жив. Что только ни делают. Он жив. Наконец, усекают мечом. Воины, которые его должны были обезглавить, уверовали. Упали перед ним на коленочки, стали просить прощения, что его хотели убить. А Пантелеимон сказал: «Вы же исполняете воинский долг, значит, это послушание. Вам приказано, значит, надо сделать, вы обязаны это сделать — совершить казнь». «Мы не можем,— говорят,— нам жалко тебя». Отвечает: «Никак нельзя. Вы уверовали во Христа, но, тем не менее, должны выполнить приказ императора». И воины, попрощавшись с ним, поцеловав его руку, со слезами на глазах все-таки вынуждены были отсечь ему голову, как им было приказано.
Они уверовали во Христа. А что император? А император так и не уверовал. Как это понять? Тысячи людей, видев чудеса, которые происходили у них на глазах, уверовали, а император, тоже видевший, не уверовал.
Вот удивительное явление: можно жить в христианской стране, можно слышать о вере, ходить в храм — и не знать. Можно видеть великие чудеса — и ничего не понимать и не видеть. Что это такое? «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Кого Господь не призовет, тот не может уверовать.
Бог видит сердце человека. А кого Он не призывает? Если бы император искренне желал познать правду и истинную веру, если бы у него было такое желание, я уверен, что ему Господь открыл бы эту истину, и он уверовал бы. Но поскольку у человека нет желания познать истину и душа его наполнена грехами, злом, гордыней, то такого человека Господь не может призвать. И пусть он будет видеть тысячи чудес, но ничего не поймет и не уверует во Христа. Будет жить среди христиан, будет ходить в церковь, носить крест — и ничего не поймет. Только желание познать истину, только молитва к Богу, чтобы Он открыл истину, искреннее желание познать истину, только оно призывает и помощь Божью. «Ищите и обрящете!» (Мф. 7:7)
Мы можем сказать: «Господи, это не правда то, что Ты сказал «Ищите и обрящете». Я вот в траве в лесу кошелек потерял. Два дня искал — не нашел. Значит, обман то, что Ты сказал в Евангелии «ищите и обрящете»? Сказал: «Стучите, и вам отворят». Я вот стучал к соседу своему, а он не открыл, хотя мне очень нужен был. Опять обман». О чем речь-то идет? Бог говорил только о духовных вещах. Тому, кто ищет то, что Бог заповедовал искать, тому, кто ищет истину, Бог, глядя в сердце человека, видя, что он искренно пытается понять смысл жизни, найти эту истину, обязательно даст ее познать. И человек ее обязательно найдет. И только об этом говорится в Евангелии. Ни о каких кошельках, ни о каких-то других благах земных. Только об истине. Если человек искренно хочет ее найти, а не ради того, чтобы похвалиться: какой я умный, мудрый, знающий — только ради того, чтобы знать истину ради самой истины.
Познать смысл жизни и Бога. Когда он искренно ищет, Бог ему и открывает. А если человек не хочет, то ничего он не познает, хоть бы тысячи чудес на его глазах совершалось, и самые лучшие проповедники ему рассказывали, и самые лучшие проповеди ему читали, и самые сильные доказательства ему приводили, он ничего не поймет, все извернёт по своему, потому что ум закрыт грехом и неискренностью. И ничего человек тогда понять не может. И вот этот Максимиан, видя множество чудес и не одного Пантелеимона — ведь тысячи людей он приказал уничтожить в церкви... В одной лишь церкви в Никомидии было сожжено двадцать тысяч христиан! Мы празднуем их память, они у нас в календаре. Двадцать тысяч христиан в один день в церковь согнали и сожгли по приказу этого императора Максимиана только за то, что они были христианами. Сколько чудес он видел от других святых мужей, он не уверовал. Значит, есть люди, у которых сердце настолько загажено, настолько закрыто, что они видя не увидят и слыша не услышат. И не уразумеют и не обратятся, чтобы Бог исцелил их души. Вот это страшное состояние, страшное помрачение такое. Но это, к сожалению, в мире встречается на каждом шагу, повсеместно. И любое чудо они будут трактовать как угодно — случайностью, «показалось!», экзальтированностью восприятия человека, галлюцинацией — чем угодно, но не поверят, пока Бог не просветит их разум.
У каждого из нас с вами есть такие близкие люди. Это могут быть даже родные наши, которые так и не уверовали во Христа, хотя живут в православной стране, хотя доступны сейчас книги, открыты храмы, издаются большими тиражами прекрасные проповеди, есть аудиозаписи проповедей наших старцев Иоанна Крестьянкина, Кирилла Павлова, других наших священников — известных проповедников. Все это есть. Да они, может, и слушают, а не могут уверовать. И нам нужно очень усердно молиться за этих людей, чтобы Господь коснулся их разума, просветил разум, потому что он в помрачении и не может познать истину. Человек помрачен, и в своем помраченном разуме думает, что он прав, что то, как он видит мир и его устроение — это единственная истинная правда. А на самом деле в помраченном состоянии он видит только ложь. И таких людей очень много. Нам надо за них молиться, чтобы Господь и их привел к познанию истины, потому что Бог никому не хочет гибели, но всем желает прийти к познанию истины и спастись. Бог хочет, но это зависит и от человека, от его качеств и даже от молитв нас, родственников, которые, если любят человека, то просят о нем. И иногда за молитвы родных Господь пробивает эту страшную коросту — коросту греха, которая закрывает греховные очи. Пробивается туда лучик света, и человек осознает истину и спасается. Вот об этом хотелось бы напомнить вам, чтобы никогда не забывали в молитвах своих близких, чтоб молились об их просвещении и об их спасении. Аминь.
Пандемия: случайность или Божие вразумление? (Ч. 1)
Пандемия: если завтра умирать, с чем я уйду? (Ч. 2)
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.