Найти в Дзене

СОЗДАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА ГОРОДА НОРИЛЬСКА. В. С. НЕПОКОЙЧИЦКИЙ.


1. Архитектор - человек, который вкладывает свою душу, в созданные им архитектурные сооружения. Планы строительства Норильска. «Я подарил людям город» В.С. Непокойчицкий. Витольд Станиславович Непокойчицкий – главный архитектор проекта города Норильска. Его слова, которые были выбранные эпиграфом к работе, вызвали первоначально чувства смущения и недоумения – неужели есть люди, которые так уверено, могут, заявит о том, они так могущественны и дарят людям целый город? Архитектор - человек, который вкладывает свою душу, в созданные им архитектурные сооружения. Архитектура - это великое искусство, это построение разных зданий и их обустройство. Но не каждый сможет создать шедевр из стройматериалов. Поэтому архитектор - это художник, который может создать или изменить мир! В течение долгого времени архитектурный образ рассматривается только в рамках эстетических категорий, как разновидность художественного образа. Но отражение архитектурной формы в сознании человека не сводится к области эстетических отношений. Это целостное отображение объективного мира, в котором эстетические характеристики, эстетические отношения выступают как момент, сторона, оттенок гносеологических отношений.
Архитектурный образ - это специфическая форма отражения архитектурной среды и составляющих ее архитектурных форм в общественном сознании и сознании отдельных людей. Главная сложность профессии архитектора – умение сочетать вещи, казалось бы, несовместимые: рационализм и экономичность функционального решения, надежность и изящество конструкции, гармоничность и выразительность формы. Как же складывался архитектурный образ в Норильске? Кто его воссоздавал? Одним из создателей генплана Норильска является Витольд Станиславович Непокойчицкий. Родился Витольд Станиславович в 1910 году в Санкт-Петербурге. В 1927 году окончил среднюю школу и поступил в Ленинградский государственный художественный промышленный техникум, который окончил в 1931 году, получив специальность художника. В 1932 году Непокойчицкий поступил в Ленинградский институт инженеров промышленного строительства. В 1939 году Витольд Станиславович Непокойчицкий приехал в Норильск дипломированным архитектором и приступил к разработке проекта города, которую поручил ему провести Начальник строительства Норильского комбината А. П. Завенягин . По словам Непокойчицкого его с Аврамием Павловичем «особенно связала общность видения будущего Норильска. Норильск должен был стать самым благоустроенным современным городом» . Завенягин оказывал молодому архитектору необходимую поддержку. Изученные материалы, воспоминания позволяют сделать вывод о том, что благодаря этой поддержке осуществлялись многие первые проекты, в разработке которых принимал участие Витольд Станиславович. С 1939 года Непокойчицкий возглавлял строительство города, определив и место расположения будущего Норильска, и, спроектировав массу интереснейших зданий нашего города. Норильск возник как поселок при промышленных разработках. Сначала был построен Аварийный поселок, теперь это старая часть Норильска. Генплан и проект детальной планировки района первой очереди строительства города Норильска, уже «нового» города, были подготовлены в 1940-1943 годах. Над проектом в Норильске работала бригада архитекторов проектного отдела Управления проектирования Норильского комбината НКВД СССР : Г. А. Ломагин, А. Е. Шаройко, В.С.Непокойчицкий, М. Д. Мазманян, при участии Ф. М. Страшинского, Л.В.Миненко, Ф.М.Усова, Г. Б. Кочара. В середине 1943 года проект был рассмотрен и фактически утвержден в Москве экспертной комиссией Академии архитектуры СССР с участием вице-президента СССР К. С. Алабяна, академиков архитектуры А.В.Щусева, В.Н.Семенова, Н.Я.Колли, а также известных архитекторов А. Г. Мордвинова, С. Е. Чернышова и другие. Под руководством В. С. Непокойчицкого в 1940–1943 годах был разработан современный план Норильска: с организующей осью города- проспект, и ритмическим членением - «паузы» в виде площадей. Именно Непокойчицкому принадлежит идея строительства города при озере Долгом. По инициативе Непокойчицкого разработаны и научно обоснованы приёмы архитектурно–планировочных решений, которые легли в основу ветрозащитной застройки городов Крайнего Севера. Под руководством Витольда Станиславовича был спроектирован Талнах. Непокойчицкий выступил организатором отделения Союза архитекторов СССР в городе Норильске и много лет был его председателем.
2. «Город должен быть удобным для жизни и
красивым»
«Город,- по мнению Витольда Станиславовича, - должен быть удобным для жизни и
красивым» . Подтверждением этого является и формула триединства в трактате «Десять книг об архитектуре», которую вывел древнеримский теоретик архитектуры Марк Витрувий (Vitruvius) два тысячелетия назад: «польза - прочность – красота». Если здание соответствует своему назначению, если оно прочно, то чтобы стать произведением архитектуры, ему нужно быть красивым. Красивое, но не соответствующее функциональному назначению здание, не даст ощущение гармонии. Красивое, но недолговечное строение – бессмысленно. Как должен был выглядеть Норильск? «Формирование образа города Норильска, как вспоминал главный архитектор проекта города Витольд Непокойчицкий, началось еще при выборе площадки для строительства» . Когда составлялся генеральный план города была установлена органическая связь будущего города с окружающей природной средой. В юго-западном районе города располагались озеро Долгое и группа небольших живописных озер, это было учтено при определении планировки города, структуры уличной сети, направления главных магистралей, места, конфигурации и размеров городских жилых кварталов и площадей. Особое значение при проектировании Норильска архитекторы придавали формированию основных архитектурных ансамблей города. Город является сложным и непрерывно развивающимся организмом. И Норильск был задуман как система архитектурных ансамблей. «От Гвардейской площади строительство города пойдет вдоль проспекта Сталина, т.е. в северо-западном направлении... За пятилетие застройка проспекта дойдет до Театральной площади и будет имеет протяженность в один километр. Широкий общественный проезд соединит Театральную площадь с главным входом на центральный стадион, расположенный в районе озера Утиное. Стадион будет состоять из основного ядра с трибунами на 10 тыс. зрителей, тренировочного футбольного поля, площадок для волейбола, тенниса, баскетбола, плавательной станции и военного городка. Значительная часть стадиона отводится под парк, где будут размещены лыжная и гребная станция, ресторан, зеленый театр, танцевальная площадка и др.» . Многие здания города были созданы Витольдом Станиславовичем в соавторстве с женой - архитектором Лидией Владимировной Миненко. Витольд Станиславович и Лидия Владимировна предложили свое композиционное решение идеи въезда в город: это две вертикальных башни, расположенные на Октябрьской площади по флангам выхода на главную магистраль. Два четырехколонных портика поставлены по осям башен, они определяют главные входы в здания и подчеркивают архитектурную значимость въезда. Октябрьская площадь должна была стать лицом города, парадным въездом из прошлого в будущее, Из воспоминаний Непокойчицкого: «При разработке проекта учитывалось обозрение ансамбля площади и при значительном удалении от нее. Поэтому архитектура фасадов решена в крупных вертикальных членениях... Арочные проемы по обеим сторонам раскрывают внутриквартальную перспективу, обогащая архитектуру площади» . Многие архитектурные планы были сделаны со ссылками на примеры из истории мировой архитектуры. Это был сталинская неоклассика. Гвардейская площадь устроена в месте излома оси проспекта. Отличает её циркульное строение плана. Пространственная композиция образует три объема зданий, из которых два противостоящих почти повторены в зеркальном отражении. Выразительный силуэт административного здания, повышенная этажность выявляют его общественный характер и подчеркивают значение архитектурного ансамбля. Первоначально не удалось в полной мере реализовать первоначальный архитектурный замысел Гвардейской площади, на которой была запроектирована высотная доминанта в 12 этажей. В нарушение утвержденного проекта, проект высотки подвергся произвольному искажению. Спустя десятилетия устранили эту градостроительную ошибку: возвели 12-этажную панельную башню института «Норильскпроект». Жилые дома, формирующие перетекание пространства Гвардейской площади в проспект, завершаются двумя симметрично решенными объемами. Здесь возникает тема главных фасадов, которая находит свое пластическое завершение в виде пилястр со слабо выраженным рельефом. Включение прилегающих зданий в общий ансамбль достигнуто через «принцип сквозной взаимосвязи». Единство геометрического построения создано выравниванием абсолютных отметок цокольных тяг, промежуточных и венчающих карнизов. Повышены отметки угловых частей здания до шести этажей, но с сохранением пятиэтажной высоты основного объема. Этот прием позволил придать зданию интересный, запоминающийся силуэт. Взаимная связь облика зданий достигается включением фрагмента большого ордера в архитектуру шестиэтажных домов ритмически повторяющихся ризалитов. На фасадах зданий появляются элементы новой архитектурной темы, которая становилась основной при решении застройки следующего квартала, до Советской улицы. Некоторые из этих элементов для усиления взаимосвязи органически вошли в архитектуру фасадов жилых домов, расположенных на противоположной стороне проспекта.
Комсомольская площадь и Советская улица - это своего рода рубеж, на котором завершился этап формирования архитектурного облика Норильска в стиле сталинской неоклассики. Следующий этап планирования и строительства отражает коренную перестройку всего архитектурно-строительного дела, переводит его на новые индустриальные пути развития. Дальнейшая застройка проспекта, так же как и всего города в целом, производилась на основе типовых проектов. Нужно отметить, что в Норильске применению типовых проектов предшествовал переходный период, связанный с осуществлением постройки ряда кварталов по ранее выданным проектам.
Формирование облика центральной части Норильска происходило в период освоения классического наследия. Увлекались классикой практически все архитекторы. Классицизм стал официальным направлением отечественной архитектуры и нашел свое отражение на архитектурном облике города Норильска. «Архитекторы, как считал В.С.Непокойчицкого, не пошли по пути «уважаемого» формотворчества, основанного на бездумном копировании образцов классической архитектуры» . В своей работе они стремились переосмыслить наследие прошлого и придать новое звучание принимаемым решениям». В орбиту поиска включались не только крупные городские ансамбли, но и фрагменты и детали того или иного здания или сооружения. Стремясь к предельной выразительности общей композиции, проектировщики исходили из единства формы и содержания, уделяя особое внимание не только внешнему облику, но и планировочному построению как всего комплекса в целом, так и образующих его структурных элементов.


Норильск
5103 интересуются