Первый фильм Андрея Тарковского "Иваново детство" завоевал награду Венецианского кинофестиваля – "Золотого льва" и сразу поставил его в ряд известных режиссеров мира. Сегодня мало кто знает, что он создан на основе повести "Иван" Владимира Богомолова в 1962 году. Те же, кто знает, справедливо считают, что скромную повесть, написанную в 1957 году начинающим писателем, еще не ставшим знаменитым автором романа "В августе сорок четвертого" (Момент истины), помнят только потому, что она экранизирована талантливым режиссером.
Тарковский воспроизвел все сюжетные события повести вплоть до финала, где приводится архивный документ о расстреле немцами мальчика 10-12 лет, назвавшего себя Иваном. Рассказ в повести ведется от лица молодого офицера Гальцева, и режиссер заменил его лирическими кадрами, где война увидена через призму авторского замысла – поэтичные картины природы испытывают на себе враждебность войны. Красоту мира видят и остро чувствуют мужчины, огрубевшие, заматеревшие на войне, но не герой-ребенок.
Запоминается символичная сцена, придуманная режиссером: Гальцев видит, как разведчик Холин заигрывает с красивой фельдшерицей и обнимает ее, держа на весу над вырытым рвом. Кажется, осенние деревья, небо над их головами охраняют это странное любовное соединение двух людей в обстоятельствах, когда для любви вовсе нет места.
Как и в повести, мальчик Иван одержим ненавистью к врагам и острым желанием отомстить им за погибшего отца-пограничника и убитую на его глазах сестренку. Любящие мальчика офицеры хотят, чтобы он наконец перестал подвергать себя смертельному риску, хотят отправить его в суворовское училище, но будучи вдали от фронта, тот всякий раз сбегал, чтобы снова и снова мстить врагу. Это в общем-то вполне традиционная повесть о трагической судьбе детей войны.
Но в кинофильме в мальчике мало детского, его глаза горят такой агрессией, такой ненавистью, что взрослым становится не по себе. Замечательная игра 14-летнего Николая Бурляева, конечно же, заслуга режиссера в осуществлении своего замысла – о том, как война истребляет лучшие человеческие проявления, как ненависть превращает человека в орудие войны, опустошает, искажает душу. У Ивана не просто отнято детство, он лишился любви, нежности, сострадания – всего того, что делает человека человеком.
Такова идея фильма "Иваново детство" – трагическая и символичная, пронизанная неповторимостью и поэтичностью авторского решения темы войны.
Все фотографии и иллюстрации - из открытых источников.