Найти тему
Марта Раева

Первый фильм Андрея Тарковского

Первый фильм Андрея Тарковского "Иваново детство" завоевал награду Венецианского кинофестиваля – "Золотого льва" и сразу поставил его в ряд известных режиссеров мира. Сегодня мало кто знает, что он создан на основе повести "Иван" Владимира Богомолова в 1962 году. Те же, кто знает, справедливо считают, что скромную повесть, написанную в 1957 году начинающим писателем, еще не ставшим знаменитым автором романа "В августе сорок четвертого" (Момент истины), помнят только потому, что она экранизирована талантливым режиссером.

-2

Тарковский воспроизвел все сюжетные события повести вплоть до финала, где приводится архивный документ о расстреле немцами мальчика 10-12 лет, назвавшего себя Иваном. Рассказ в повести ведется от лица молодого офицера Гальцева, и режиссер заменил его лирическими кадрами, где война увидена через призму авторского замысла – поэтичные картины природы испытывают на себе враждебность войны. Красоту мира видят и остро чувствуют мужчины, огрубевшие, заматеревшие на войне, но не герой-ребенок.

-3

Запоминается символичная сцена, придуманная режиссером: Гальцев видит, как разведчик Холин заигрывает с красивой фельдшерицей и обнимает ее, держа на весу над вырытым рвом. Кажется, осенние деревья, небо над их головами охраняют это странное любовное соединение двух людей в обстоятельствах, когда для любви вовсе нет места.

-4

Как и в повести, мальчик Иван одержим ненавистью к врагам и острым желанием отомстить им за погибшего отца-пограничника и убитую на его глазах сестренку. Любящие мальчика офицеры хотят, чтобы он наконец перестал подвергать себя смертельному риску, хотят отправить его в суворовское училище, но будучи вдали от фронта, тот всякий раз сбегал, чтобы снова и снова мстить врагу. Это в общем-то вполне традиционная повесть о трагической судьбе детей войны.

-5

Но в кинофильме в мальчике мало детского, его глаза горят такой агрессией, такой ненавистью, что взрослым становится не по себе. Замечательная игра 14-летнего Николая Бурляева, конечно же, заслуга режиссера в осуществлении своего замысла – о том, как война истребляет лучшие человеческие проявления, как ненависть превращает человека в орудие войны, опустошает, искажает душу. У Ивана не просто отнято детство, он лишился любви, нежности, сострадания – всего того, что делает человека человеком.

Такова идея фильма "Иваново детство" – трагическая и символичная, пронизанная неповторимостью и поэтичностью авторского решения темы войны.

Все фотографии и иллюстрации - из открытых источников.