Найти в Дзене

Молчание олигархов. Где новые Саввы Морозовы и Третьяковы?

Российские миллиардеры не хотят жертвовать деньги на борьбу с коронавирусом и всеми способами пытаются спасти собственные шкуры.

Массовая скупка аппаратов ИВЛ для личных нужд - это только одно, хотя и неприятное, проявление эгоизма нашей элиты. Господа надеются обмануть Господа - что ж, пусть верят в свое бессмертие, в то, что лицензию на вечную жизнь можно купить, как эксклюзивную шмотку в бутике, это их дело. Гораздо хуже, что крупнейшие предприниматели и главы госкомпаний никак не помогают обществу в тяжелейший период истории. Абсолютное большинство из них не выделили на борьбу с коронавирусом ни копейки. Они ушли в полную «самоизоляцию», спрятавшись в особняках на Рублёвке, на личных Сейшельских, Карибских и Мальдивских островах, в Израиле. И - замолчали. Это тягостное и трусливое молчание олигархов отражает всю гниль построенной в России системы, когда несколько сотен человек имеют всё, чего душа пожелает, а остальные лишены самого необходимого (в данном конкретном случае - даже медицинских масок, которых, несмотря на заклинания Мантурова, по-прежнему нет в аптеках).

Кстати, буквально вчера правительство Мишустина выделило из бюджета 7,5 миллиарда рублей на срочную закупку дополнительных аппаратов искусственной вентиляции легких для системы здравоохранения. Так вот, если сложить все деньги, которые наши миллиардеры в последние дни потратили на подобную чудо-технику, а также на подготовку личных реанимационных палат в своих дворцах, приобретение кислородных концентраторов - и еще потратят на личных врачей и медсестер, которые будут дежурить в их почивальнях в режиме 24/7, получится даже большая сумма. Причем некоторые купили не один, а три-четыре аппарата ИВЛ - для жен, детей, любовниц. И никому из них не пришло в голову пожертвовать деньги на дооснащение государственных и частных клиник.

Миллиардеры везде, во всем мире, одинаковы. У них два инстинкта - отнимать и делить. Делиться им непривычно. Но ситуация такова, что другого варианта нет. И миллиардеры на Западе это прекрасно понимают.

Самые богатые люди Земли - Билл Гейтс, Джек Ма, Марк Цукерберг - уже неоднократно вносили свой вклад в борьбу с эпидемией. Это были и деньги, и тесты на коронавирус, и маски, и медоборудование.

Сильвио Берлускони пожертвовал 10 миллионов евро (850 миллионов рублей) на поддержку медучреждений Ломбардии - в этой административной области на севере Италии коронавирус ударил по людям сильнее всего.

Такую же сумму - 10 миллионов евро - выделил Ремо Руффини, владелец сети магазинов спортивной одежды класса люкс. Деньги пойдут на строительство новой больницы в Милане, в которой будет более 400 палат интенсивной терапии. «Каждый обязан вернуть долг городу за то, что он давал нам все эти годы», - сказал Руффини, и эти слова стали девизом общественной кампании во всей Италии.

А вот - другой пример, из нашей жизни.

«Так как я вхожу в группу риска, я самоизолировался на своей исторической родине, в городе Ташкенте… Перед пандемией все равны, дай Бог выжить», - это Алишер Усманов рассказывает в интервью «Форбсу» о том, как коронавирус отразился на его жизни.

Данных о том, что один из богатейших людей России выделил какие-то средства на борьбу с инфекцией, мы не обнаружили. Зато известно, что полтора месяца назад, в феврале 2020 года, Алишер Бурханович безвозмездно передал МОК рукопись манифеста Пьера де Кубертена, ранее купленную на аукционе за 8,8 миллиона долларов (704 миллиона рублей по нынешнему курсу).

Известно также, что пасынок Усманова - Антон Винер, возглавляющий крупную московскую девелоперскую компанию, как раз в эти напряженные дни счел возможным объявить о начале строительства крупного жилого арт-квартала площадью 4,4 гектара. Реализовывать «актуальнейший» мегапроект будут структуры другого миллиардера - Михаила Гуцериева при финансовой поддержке «ДОМ.РФ» - финансовой корпорации, которую возглавляет Виталий Мутко.

Олигархи в Казахстане за одни сутки собрали в Национальный фонд помощи 41 миллион долларов (3 миллиарда 280 миллионов рублей по курсу), президент Азербайджана Ильхам Алиев пожертвовал в Фонд поддержки борьбы с коронавирусом 12 миллионов долларов (960 миллионов рублей по курсу) и объявил, что в течение года будет дополнительно перечислять туда всю свою зарплату. А у нас богачи и чиновники отгораживаются от общества крепостной стеной, думая, что вирус через нее не перемахнет (на самом деле происходит ровно наоборот - рассказывают, будто заболели уже несколько обителей Рублёвки, недавно вернувшиеся на личных бизнес-джетах из Европы). И строят персональные Ноевы ковчеги, выводя свои шикарные яхты в открытое море, чтобы никто не смог к ним подобраться - это тоже новое поветрие среди элиты.

Впрочем, кое-кто из олигархов в последние дни начал светиться на ниве благотворительности, но такое ощущение, что это больше предусмотрительная защитная реакция от назревающего общественного возмущения - в России и за рубежом, чем жест доброй воли.

Клуб «Челси», принадлежащий Роману Абрамовичу, пообещал предоставить на бесплатной основе Millennium Hotel для проживания врачей, борющихся с COVID-19. Все расходы взял на себя наш олигарх. Великобритания ему аплодирует. О помощи Абрамовича российским врачам пока слышно не было.

Владимир Потанин объявил вчера о выделении 1 миллиарда рублей в пользу НКО, которые занимаются помощью социально незащищенным гражданам. Новость прозвучала из каждого утюга, но мало кто обратил внимание на детали - оказывается, «деньги от Потанина» планируется выделять по конкурсу, и этот конкурс еще только планируется объявить «в ближайшее время». То есть миллиард пока что «выделен» только на бумаге.

Реальное беспокойство по поводу эпидемии из олигархов демонстрирует только Олег Дерипаска. Он закупил в Азии и передал региональным поликлиникам 250 тысяч тестов на коронавирус, а еще начал строить инфекционные блоки в ближайших к своим заводам больницах. Тут всё понятно: у Дерипаски, в отличие от многих олигархов, - производственный бизнес, если случится «выключение» сотрудников в результате болезни, это - убытки. Но всё равно хорошо, что он что-то делает. На Страшном Суде это зачтётся.