Найти тему

Не экономь на свечах... и чаевых

Именно такими словами меня напутствовал почти сорок лет назад руководитель производственного обучения в появившемся тогда новом школьном УПК. Тогда мне не до конца понятна была вся эта фраза, так как в эпоху почти что дефицита всего нужного, приходилось экономно пользоваться вещами. И даже не потому, что генсек на съезде изрёк: Экономика должна быть экономной(с) Просто всем было понятно, что при очень большой необходимости нужную вещь можно заполучить, вот только пути получения абсолютному большинству советских людей претили: блат, связи, подхалимаж, ты-мне-я-тебе, да и просто тупая переплата хапуге... не те были стремления тогда. Но речь сейчас не о дефиците, увы, а о разумности.

Благо, дожили до времён, когда ширпотреб стал полностью соответствовать не изначальному смыслу слова, а качественной составляющей определения. то есть доступное. но не совсем практичное. Это относится ко всем сферам потребления человеком. А автомобильная тематика от этого похоже страдает очень сильно. И сегодняшняя тема будет о конкретном элементе - свечах зажигания. Не стану излагать истины, для чего и как. Просто хочу напомнить, что с 2015 года Россия находится под санкциями. Не всё тотально, но так случилось, что наверное 90% всех товаров китайского производства, вне зависимости от того, что напечатано на упаковке. И существующее в народе мнение, что чем дороже товар, тем он качественней, очень часто не соответствует положению дел. И ещё, даже в эпоху ужесточения экономического положения, очень прошу обзавестись "собственным" сервисом или специалистом, который будет настроен на взаимовыгодное сотрудничество с Вами: Вы получаете исправный и настроенный автомобиль, а он - достойную оплату.

Что касается сегодняшней темы. Не буду опровергать инструкции к автомобилям, ибо они написаны грамотными специалистами на основе многолетних практических замеров. НО!!! Эти специалисты выдали данные для нормальных условий, когда все элементы системы соответствуют своему назначению. Чего не скажешь о нашем бытии.

Немного из личной коллекции: 1 и 2 - изолятор загублен присадками в бензин- ферраценами;  3 и 4 попадание масла в камеру сгорания с отложениями присадок; 5 просто богатая смесь в виде копоти; 6 - тут явно долго эксплуатировали свечу до такого большого зазора, что пробило изолятор.
Немного из личной коллекции: 1 и 2 - изолятор загублен присадками в бензин- ферраценами; 3 и 4 попадание масла в камеру сгорания с отложениями присадок; 5 просто богатая смесь в виде копоти; 6 - тут явно долго эксплуатировали свечу до такого большого зазора, что пробило изолятор.

Вот вам небольшая подборка "убитых" свечей. Причём есть вообще клинические случаи, когда у двигателя очень долго были сбои, но владелец ездил до поры, пока не встанет совсем. Как Вы думаете. с расходом топлива там всё было в норме?

Что называется "попал" - это когда имея иномарку, уверовав в мануал, не менять свечи до пробега в 30 000 километров, хотя по факту всего 18 000 и... скупой платит дважды.
Что называется "попал" - это когда имея иномарку, уверовав в мануал, не менять свечи до пробега в 30 000 километров, хотя по факту всего 18 000 и... скупой платит дважды.

Вот что тут ещё скажешь? Человек поверил инструкции. И судя по всему у него не было изначально грамотного специалиста, который как раз на ТО 15 000 км сделал бы качественную диагностику, не ленился и предотвратил достаточно неприятные расходы владельца иномарки. Одно дело просто по факту заменить свечи и совсем другое - не доехать куда хотел, сорвать все планы и ещё и заплатить не только опять за сервис, но всё равно за свечи (рабочие, новые) и комплект высоковольтных проводов... хотя месяц назад уже оплатил ТО... в другом крупном сервисе. По итогу в сухом остатке тот сервис остался без ещё одного клиента.

Это дуга на внешнем изоляторе. Её никто не видит на автомобиле, но именно некачественные свечи приводят в негодность наконечники и катушку.
Это дуга на внешнем изоляторе. Её никто не видит на автомобиле, но именно некачественные свечи приводят в негодность наконечники и катушку.

И если Вы думаете, что вот в данный момент на автомобиле всё нормально со свечами и вообще системой зажигания, то спешу Вас разочаровать. Перефразируя известный афоризм про абсолютно здоровых людей, отмечу, что просто Вам никто не делал диагностику с пристрастием, используя не только данные компьютера, но и специальное оборудование. Которое хоть и выглядит старомодно, но на самом деле очень актуально и сегодня. Поэтому примите за аксиому: единственный достоверный способ контроля работоспособности свечей существует в виде проверки ПОД ДАВЛЕНИЕМ (максимальная компрессия + 1 атмосфера) на частоте половины максимальных оборотов мотора.

Подавляющее число свечей диапазона от 300 до 800 рублей за комплект чаще всего не являются свечами зажигания в полном соответствии уже через 7 -8 тысяч километров пробега. Это статистика последних 20 лет. И крутость бренда тут не имеет никакого значения. Даже больше скажу. Начиная с 2015 года, когда нам ввели санкции, в городе Энгельс "что то подкрутили в местной филармонии"(М.Жванецкий) и на поверку появились весьма недурственные свечи с процентом брака менее 5%. А свечи с чёрным логотипом ВАЗ в виде "ладьи", например АУ17ДВРМ-1.0 спокойно обходят по качеству чешский (китайский скорее) BRISK DR15LYC-1 и даже DENSO K16PR-U 11. И это при стоимости заметно скромной.

А теперь напрягите память и вспомните, сколько тысяч километров Вы проехали на своём комплекте свечей (если только он настоящий иридиевый, то вопрос отдельный)? Ответ Вас удручит. Все те тысячи, что Вы накатали сверх 10 000 километров - всё это время Вы практически поливали асфальт бензином. Да-да. Могу спорить, что перерасхода до 0.5 литра на сотню вы не заметите. Совсем. И это на сотню километров. На тысячу это уже 5 литров. На 10 000 - нетрудно догадаться - это больше, чем у многих бензобак. И почём ныне полный бак бензина? А сколько стоит даже любимый всеми комплект NGK? Так вот, казалось бы, приходишь в магазин, закрыв глаза покупаешь свечи и... в итоге остаёшься в плюсе на 1500 рублей в перспективе. Ну бонусом - более резвая динамика, продлённый ресурс наконечников/катушек, меньший нагар в цилиндрах... Думайте, джентльмены.

Что же касается второй части заголовка, то каждый сам решает по результатам услуги: давать чаевые или нет. По этому поводу даже быль могу рассказать. В одном достаточно серьёзном сервисе доходило до того в сытые нулевые годы, что клиенты давали "на чай" работникам за очень ответственное выполнение суммы, чуть не половину от чека в кассу. Начальство решило это пресекать, издав такое распоряжение, что даже чаевые работник обязан сдать в кассу и получить потом 50% от этой суммы, иначе... штраф. Идиоты! Людям стали переводить деньги на телефоны и карты. Чуть позже, но без обмана. Причём, это чаевые, а не крысятничество, ибо все работы чётко указаны в наряде, да ещё и "большой брат" всё записывает. А через полгода большая честь специалистов совсем уволилась от самодуров, которые ныне уже развалились. Но есть и ещё один пример. В дружественном сервисе подсмотрено. Там тоже начальство очень против чаевых. Ну не любят они, когда деньги мимо их кармана уходят. Так вот,, на стене у одного из постов развёрнут ватман размера А-3, где очень жирно 65-м шрифтом напечатано: УВАЖАЕМЫЕ КЛИЕНТЫ! ЗА ВСЕ ВИДЫ РАБОТ ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО В КАССУ! Причём, издалека выглядит так, что слово КАССУ как бы подчёркнуто. На самом деле это идёт строчка 7-го шрифта со словами: ЕСЛИ ВЫ АБСОЛЮТНО НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ. :-)

Благодарю за прочтение и взаимопонимание.