В первоапрельском материале «Инсайдерская информация по развитию российского электротранспорта», который к нашему сожалению все-таки является больше первоапрельским розыгрышем, тем не менее большинство озвученного взято не из потолка, а из ранее существовавших в разное время реальных планов развития транспорта России. Среди таких планов значится и трамвай в ингушской столице Магасе.
Магас один из самых молодых городов России, населенный пункт был основан в 1994 году, статус города получил в 2000 году. Магас изначально строился как столица республики Ингушетия и является одним из немногих городов мира, изначально построенных в качестве столицы. Из всех административных центров российских регионов Магас является самым молодым и самым малым по численности жителей населенным пунктом в России. По состоянию на 2019 год в городе проживало 10333 человека (по информации с сайта Википедия). Площадь города составляет 12,63 квадратных километра. В настоящее время ВРИО мэра города является Руслан Мустафаевич Арсамаков.
Прошлым же мэром Магаса был Беслан Цечоев. Именно он был инициатором запуска трамвайного движения в Магасе. Линия должна была пройти через весь город в соседнюю Назрань (прежний административный центр Ингушетии), где завершится возле автовокзала в Насыр-Кортском округе. Подвижной состав должен был быть разработан и поставлен «Уралтрансмашем» из Екатеринбурга. По замыслу инициатора проекта трамвай в Магасе должен был быть беспилотным, суперсовременным, созданным на основе концепт-вагона R1. Трамваи для Магаса должны были быть оснащены сложной информационной системой с электронными библиотеками и аудиогидом на 25 языках, кнопкой вызова полиции, вай-фаем и другими инновациями. По задумке получать питание вагоны должны были от солнечных батарей. Трамвай как минимум должен быть частично низкопольным. Вагоны даже заранее получили название «Эрзи» (по ингушски «Орел»). Средства на создание системы планировалось получить за счет федеральных субсидий и частных вложений.
Идея строительства трамвая в Магасе появилась в 2016 году, тогда в своем «Инстаграме» Цечоев писал: «Сегодня уже заключаем соглашение с руководством завода, после чего они приступят к сборке этого чуда». При это общественный транспорт в Магасе появился в 2015 году в виде нескольких микроавтобусов «Форд Транзит», правда с полностью застекленными «умными» остановками с вай-фаем, подогревом и электронной библиотекой.
В сентябре 2019 года информация о желании запустить трамвай в Магасе была подтверждена. При этом срок запуска — 2020 год — год 250-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России. «Практически завершен проект суперсовременного трамвая, который будет работать как от аккумуляторов, так и от солнечных батарей. Один из вагонов адаптирован для инвалидов, там же находится барная стойка, имеется массажное кресло, спинки сидений оснащены аудио и видеогидом на 15 языках. Естественно, трамвай оснащен Wi-Fi, кнопкой вызова полиции, видеонаблюдением. Движение трамвая может осуществляться как под управлением водителя, так и автопилотом», — написал на личной странице в «Инстаграме» Цечоев. По его словам, трамвай является частью разработанной мэрией Магаса в 2015 году концепции умного города и туристско-рекреационного кластера «Шелковый путь».
В 2018 году Минстрой России включил Магас в список 18 российских городов, в которых в рамках пилотных проектов протестируют централизованные информационные системы и точечные смарт-разработки федеральной программы «Умный город».
Если желание прежнего мэра Магаса построить новую трамвайную систему воплотится в реальность, то Магас отнимет у Волчанска звание самого маленького населенного пункта России с трамваем. Хотя практическая целесообразность трамвая в таком небольшом населенном пункте находится под вопросом, России как никогда нужен хоть один положительный пример создания трамвайной системы с нуля, ведь после развала Советского Союза не было открыто ни одного нового трамвайного хозяйства в стране, напротив с десяток систем прекратили свое существование.
На дворе 2020 год, но информации о начале строительства трамвая в Магасе нет. Более того Цечоев больше не занимает пост мэра, возникает вопрос с уходом с высокого поста главного инициатора проекта, сохранятся ли вообще планы на постройку трамвайной системы в Ингушетии?
ДДН. Фото из открытого доступа сети «Интернет», включая с сайта администрации Магаса, блога Варламова и др.
Вы можете ознакомиться с другими материалами канала по транспорту:
На российском трамвае по Евросоюзу
Уникальные французские дуобусы на улицах Тулы