Друзья, совсем недавно мы затрагивали тему первых советских мотоколясок, рассказывая о великолепно отреставрированном экземпляре «иналидки» С1Л с родным пробегом всего 640 км. В конце того поста мы обещали вернуться к этим машинам и рассказать о тех проблемах, с которыми приходилось сталкиваться их владельцам в реальной эксплуатации. И поверьте, что рассказ этот получится немного шокирующим…
Для начала – небольшое вступление для тех, кто не читал нашу прошлую статью про С1Л. Трехколесные «инвалидки» этой модели начали выпускать на Серпуховском мотозаводе в январе 1953 года. Сперва их оснащали слабым 125-кубовым мотором от мотоцикла «Москва» М1А. Но он обеспечивал мотоколяске слишком низкие динамические качества: скорость не превышала 30 км/ч, а забраться в крутые подъемы С1Л не могла. В конце 1956 года начали выпускать модернизированную «трехколеску» С3Л, на которую, не меняя кузов и ходовую часть, установили 350-кубовый мотор от мотоцикла ИЖ-49.
Но проблем с мотоколясками от такой модернизации… стало еще больше. Новый мотор улучшил динамику: «максималка» выросла по сравнению с С1Л вдвое. Вот только на трех колесах машина теряла приемлемую устойчивость даже на 40 км/ч. В результате инвалиды стали чаще попадать в аварии. Необходимость перехода на 4-колесную схему стала очевидна даже в высоких министерских кабинетах. Были выделены необходимые средства и для проведения масштабных конструкторских работ с привлечением института НАМИ, и для реконструкции мотозавода. Так появилась на свет мотоколяска С3А. Но это уже другая история. Мы же дальше опубликуем документальные выдержки из технического отчета по испытаниям серийной мотоколяски С3Л за пробег в 15 тысяч километров.
Если говорить точнее, тот отчет был посвящен сразу двум мотоколяскам С3Л, собранным в январе 1957 года: комиссия отобрала их для испытаний на площадке готовой продукции завода. Но поскольку почти все поломки у них оказались однотипными, то мы будем рассказывать только об одной из них – экземпляре с кузовом № 30397 и шасси № 30677. Перед началом испытаний машина была подвергнута осмотру, который сразу выявил 19 дефектов. К счастливому владельцу совершенно новая мотоколяска попала бы с многочисленными царапинами и вмятинами, перекошенными дверьми, болтающейся рулевой колонкой, бракованными напольными ковриками, неправильно приваренной трубой кронштейна руля. Поводок переключения передач задевал за тягу пускового механизма, дверца мотоотсека упиралась в кронштейн генератора, не была закреплена пружина рычага стартера, неправильно были установлены хомуты глушителя и пресс-масленки передней вилки. А пробный выезд выявил неправильную регулировку сцепления, задевание ремня генератора за крышку картера, вибрацию кожуха обдува и кузовных панелей.
Необходимый по условиям испытаний пробег в 15 тыс. км мотоколяски набирали на булыжном шоссе Серпухов–Таруса и городских улицах Серпухова с разбитым дорожным покрытием. А когда булыжное шоссе из-за снежных заносов становилось для мотоколясок непроходимым, они отправлялись на более ровные асфальтированные загородные дороги, покрытые плотным укатанным снегом.
Мотор от ИЖ-49, будучи заключенным в замкнутое пространство, теперь стал склонным к перегреву со всеми вытекающими последствиями. К тому же его работа сопровождалась постоянной вибрацией кузовных панелей, утомляя водителя. Рост средних скоростей движения, в свою очередь, привел к тому, что переднюю подвеску стало часто «пробивать» на неровностях. При этом никуда не делась проблема, характерная еще для С1Л: при езде без пассажира мотоколяску вело в сторону, и водителю приходилось постоянно противостоять уводу доворотом руля, прилагая изрядные усилия. Это быстро вызывало усталость даже у здоровых испытателей мотозавода. А еще на мотоколяске нельзя было ходом проходить лужи, иначе салон тут же наполнялся водой и грязью через щели в полу. Отдельная «песня» – удобство ремонта и обслуживания машины. Для выполнения некоторых простейших регулировочных операций мотоколяску весом 345 кг необходимо было завалить набок!
Ну а теперь – полная хронология поломок мотоколяски С3Л согласно показателям счетчика пути.
Каждые 300-400 км – ослабление ремня генератора.
Каждые 1000 км – ослабление гаек крепления колес.
927 км – люфт зубчатки привода стартера на полуоси коленвала.
1259 км – отрыв боковых кузовных панелей от каркаса из-за вибрации.
1690 км – обрыв троса газа.
2171 км – поломка регулировочного винта сцепления.
2225 км – люфт крыльчатки вентилятора.
2139 км – залегание колец. Переборка двигателя.
2171 км – отломился кронштейн реле-регулятора.
2335 км – поломка регулировочного винта сцепления.
2553 км – отрыв по сварке кронштейна звукового сигнала, поломка оси рычага переключения передач.
2571 км – поломка втулки заднего колеса.
2816 км – разрушение ступичного подшипника, поломка трубы каркаса кузова, обрыв троса спидометра.
Вы, наверное, уже устали читать? А это лишь 20% от положенного по условиям испытаний пробега, и мотоколяска еще почти что новая, ей нет даже двух месяцев…
А мы продолжаем:
3022 км – повторный обрыв троса газа.
3362 км – поломка ступицы тормозного барабана.
3380 км – поломка трубы каркаса кузова.
4096 км – еще раз отвалился по сварке кронштейн звукового сигнала.
4296 км – поломка втулки заднего колеса.
4336 км – разрушение ступичного подшипника, поломка колесного диска.
4441 км – срезало заклепку ступицы тормозного барабана.
4500 км – обрыв троса газа, уже в третий раз.
4573 км – залегание колец, вторая переборка двигателя.
4698 км – поломка пружины передней вилки.
5001 км – в ходе регламентного осмотра выявлены трещины и разрывы металла в опорах сидений, разрушение резиновых втулок балансиров задней подвески, обрыв возвратной пружины рычага тормоза.
Лично я уже задаюсь вопросом: многие ли владельцы при таких серьезных поломках смогли наездить на своих «трехколесках» хотя бы эти самые 5 тысяч километров?!
5240 км – поломка пружины задней подвески, перегорание подфарника.
5555 км – обрыв троса спидометра.
5776 км – выход из строя цепи из-за предельного износа роликов.
6386 км – обрыв троса газа.
6897 км – поломка оси серьги передней вилки.
7140 км – износ поршневого пальца. Третья переборка двигателя.
7384 км – поломка трубы каркаса кузова.
7687 км – поломка трубы каркаса кузова.
7763 км – обрыв троса газа.
7965 км – залегание колец. Четвертая переборка двигателя.
8104 км – поломка по сварке трубы рулевой колонки.
8757 км – поломка трубы передней вилки.
9361 км – отвернулись винты крепления правой крышки картера двигателя. В дальнейшем они отворачивались каждые 500-600 км из-за большой нагрузки от консольного крепления тяжелого электростартера.
9838 км – обрыв троса электростартера.
9938 км – поломка пружины задней подвески.
10001 км – при осмотре выявлены прогиб нижнего мостика и поломки трех поперечных труб передней вилки, разрушение резиновых втулок балансиров задней подвески, трещины в опорах сидений.
Рубеж в 10 тыс. км пробега, таким образом, «инвалидка» взяла с четырежды перебранным мотором и после 12 визитов к сварщикам.
10443 км – оторвалось целлулоидное окошко правой двери по прошивке.
10500 км – разрыв обивки сиденья.
12134 км – поломка обоймы упругой муфты кардана.
12184 км – поломка трубы каркаса кузова.
12549 км – поломка перемычек жалюзи.
12571 км – поломка трубы рамы.
13002 км – отрыв по сварке трубы рулевой колонки от трубы каркаса кузова, разрыв резиновых подушек площадки реле-регулятора, выход из строя цепи из-за предельного износа роликов.
13362 км – поломка крестовины левого привода, поломка пружины задней подвески и трубы каркаса кузова, отрыв по сварке правой части кожуха переднего колеса, предельный износ усиков на ведущей шестерне привода спидометра.
13392 км – поломка пружины механизма переключения передач.
13738 км – поломка кронштейна руля.
15002 км – при осмотре выявлены трещины передней левой стенки, отрыв панелей пола от задней и боковых стенок.
А теперь не забудьте учесть, что справляться со всеми этими проблемами необходимо было инвалиду, у которого «в лучшем случае» не было одной ноги. А то и двух сразу… Получается, что поддерживать такую мотоколяску на ходу сколько-нибудь долгое время мог только физически крепкий инвалид с навыками автомеханика, который при этом обязательно имел собственный гараж-мастерскую, «рукастых» друзей и знакомого сварщика. И после изучения этого документа уже совсем не удивляет, почему некоторые владельцы навсегда ставили на прикол свои трехколесные «инвалидки» спустя несколько сотен километров пробега…