Найти тему
машина

За что владельцы проклинали советскую инвалидку С3Л

Друзья, совсем недавно мы затрагивали тему первых советских мотоколясок, рассказывая о великолепно отреставрированном экземпляре «иналидки» С1Л с родным пробегом всего 640 км. В конце того поста мы обещали вернуться к этим машинам и рассказать о тех проблемах, с которыми приходилось сталкиваться их владельцам в реальной эксплуатации. И поверьте, что рассказ этот получится немного шокирующим…

Для начала – небольшое вступление для тех, кто не читал нашу прошлую статью про С1Л. Трехколесные «инвалидки» этой модели начали выпускать на Серпуховском мотозаводе в январе 1953 года. Сперва их оснащали слабым 125-кубовым мотором от мотоцикла «Москва» М1А. Но он обеспечивал мотоколяске слишком низкие динамические качества: скорость не превышала 30 км/ч, а забраться в крутые подъемы С1Л не могла. В конце 1956 года начали выпускать модернизированную «трехколеску» С3Л, на которую, не меняя кузов и ходовую часть, установили 350-кубовый мотор от мотоцикла ИЖ-49.

Мотоколяска С3Л
Мотоколяска С3Л

Но проблем с мотоколясками от такой модернизации… стало еще больше. Новый мотор улучшил динамику: «максималка» выросла по сравнению с С1Л вдвое. Вот только на трех колесах машина теряла приемлемую устойчивость даже на 40 км/ч. В результате инвалиды стали чаще попадать в аварии. Необходимость перехода на 4-колесную схему стала очевидна даже в высоких министерских кабинетах. Были выделены необходимые средства и для проведения масштабных конструкторских работ с привлечением института НАМИ, и для реконструкции мотозавода. Так появилась на свет мотоколяска С3А. Но это уже другая история. Мы же дальше опубликуем документальные выдержки из технического отчета по испытаниям серийной мотоколяски С3Л за пробег в 15 тысяч километров.

-3

Если говорить точнее, тот отчет был посвящен сразу двум мотоколяскам С3Л, собранным в январе 1957 года: комиссия отобрала их для испытаний на площадке готовой продукции завода. Но поскольку почти все поломки у них оказались однотипными, то мы будем рассказывать только об одной из них – экземпляре с кузовом № 30397 и шасси № 30677. Перед началом испытаний машина была подвергнута осмотру, который сразу выявил 19 дефектов. К счастливому владельцу совершенно новая мотоколяска попала бы с многочисленными царапинами и вмятинами, перекошенными дверьми, болтающейся рулевой колонкой, бракованными напольными ковриками, неправильно приваренной трубой кронштейна руля. Поводок переключения передач задевал за тягу пускового механизма, дверца мотоотсека упиралась в кронштейн генератора, не была закреплена пружина рычага стартера, неправильно были установлены хомуты глушителя и пресс-масленки передней вилки. А пробный выезд выявил неправильную регулировку сцепления, задевание ремня генератора за крышку картера, вибрацию кожуха обдува и кузовных панелей.

С3Л на булыжном шоссе, соединяющем Серпухов и Тарусу
С3Л на булыжном шоссе, соединяющем Серпухов и Тарусу

Необходимый по условиям испытаний пробег в 15 тыс. км мотоколяски набирали на булыжном шоссе Серпухов–Таруса и городских улицах Серпухова с разбитым дорожным покрытием. А когда булыжное шоссе из-за снежных заносов становилось для мотоколясок непроходимым, они отправлялись на более ровные асфальтированные загородные дороги, покрытые плотным укатанным снегом.

Мотоколяска С3Л на зимней заснеженной дороге. Проехать тут машине удалось без посторонней помощи, но не с первой попытки
Мотоколяска С3Л на зимней заснеженной дороге. Проехать тут машине удалось без посторонней помощи, но не с первой попытки

Мотор от ИЖ-49, будучи заключенным в замкнутое пространство, теперь стал склонным к перегреву со всеми вытекающими последствиями. К тому же его работа сопровождалась постоянной вибрацией кузовных панелей, утомляя водителя. Рост средних скоростей движения, в свою очередь, привел к тому, что переднюю подвеску стало часто «пробивать» на неровностях. При этом никуда не делась проблема, характерная еще для С1Л: при езде без пассажира мотоколяску вело в сторону, и водителю приходилось постоянно противостоять уводу доворотом руля, прилагая изрядные усилия. Это быстро вызывало усталость даже у здоровых испытателей мотозавода. А еще на мотоколяске нельзя было ходом проходить лужи, иначе салон тут же наполнялся водой и грязью через щели в полу. Отдельная «песня» – удобство ремонта и обслуживания машины. Для выполнения некоторых простейших регулировочных операций мотоколяску весом 345 кг необходимо было завалить набок!

Ездить на «трехколесках» по таким неровным дорогам, не опрокидываясь – искусство!
Ездить на «трехколесках» по таким неровным дорогам, не опрокидываясь – искусство!

Ну а теперь – полная хронология поломок мотоколяски С3Л согласно показателям счетчика пути.

Каждые 300-400 км – ослабление ремня генератора.
Каждые 1000 км – ослабление гаек крепления колес.

927 км – люфт зубчатки привода стартера на полуоси коленвала.
1259 км – отрыв боковых кузовных панелей от каркаса из-за вибрации.
1690 км – обрыв троса газа.
2171 км – поломка регулировочного винта сцепления.
2225 км – люфт крыльчатки вентилятора.
2139 км – залегание колец. Переборка двигателя.
2171 км – отломился кронштейн реле-регулятора.
2335 км – поломка регулировочного винта сцепления.
2553 км – отрыв по сварке кронштейна звукового сигнала, поломка оси рычага переключения передач.
2571 км – поломка втулки заднего колеса.
2816 км – разрушение ступичного подшипника, поломка трубы каркаса кузова, обрыв троса спидометра.

Вы, наверное, уже устали читать? А это лишь 20% от положенного по условиям испытаний пробега, и мотоколяска еще почти что новая, ей нет даже двух месяцев…

Мотоколяска буксует на зимней дороге, поскольку одиночному переднему колесу приходится прокладывать себе отдельную колею в снегу
Мотоколяска буксует на зимней дороге, поскольку одиночному переднему колесу приходится прокладывать себе отдельную колею в снегу

А мы продолжаем:
3022 км – повторный обрыв троса газа.
3362 км – поломка ступицы тормозного барабана.
3380 км – поломка трубы каркаса кузова.
4096 км – еще раз отвалился по сварке кронштейн звукового сигнала.
4296 км – поломка втулки заднего колеса.
4336 км – разрушение ступичного подшипника, поломка колесного диска.
4441 км – срезало заклепку ступицы тормозного барабана.
4500 км – обрыв троса газа, уже в третий раз.
4573 км – залегание колец, вторая переборка двигателя.
4698 км – поломка пружины передней вилки.
5001 км – в ходе регламентного осмотра выявлены трещины и разрывы металла в опорах сидений, разрушение резиновых втулок балансиров задней подвески, обрыв возвратной пружины рычага тормоза.

Весной испытатели ездили на С3Л, как на кабриолете, сложив брезентовый верх. Но натянуть его обратно даже здоровому человеку в одиночку было почти не под силу
Весной испытатели ездили на С3Л, как на кабриолете, сложив брезентовый верх. Но натянуть его обратно даже здоровому человеку в одиночку было почти не под силу

Лично я уже задаюсь вопросом: многие ли владельцы при таких серьезных поломках смогли наездить на своих «трехколесках» хотя бы эти самые 5 тысяч километров?!

5240 км – поломка пружины задней подвески, перегорание подфарника.
5555 км – обрыв троса спидометра.
5776 км – выход из строя цепи из-за предельного износа роликов.
6386 км – обрыв троса газа.
6897 км – поломка оси серьги передней вилки.
7140 км – износ поршневого пальца. Третья переборка двигателя.
7384 км – поломка трубы каркаса кузова.
7687 км – поломка трубы каркаса кузова.
7763 км – обрыв троса газа.
7965 км – залегание колец. Четвертая переборка двигателя.
8104 км – поломка по сварке трубы рулевой колонки.
8757 км – поломка трубы передней вилки.
9361 км – отвернулись винты крепления правой крышки картера двигателя. В дальнейшем они отворачивались каждые 500-600 км из-за большой нагрузки от консольного крепления тяжелого электростартера.
9838 км – обрыв троса электростартера.
9938 км – поломка пружины задней подвески.
10001 км – при осмотре выявлены прогиб нижнего мостика и поломки трех поперечных труб передней вилки, разрушение резиновых втулок балансиров задней подвески, трещины в опорах сидений.

Поломка трубы возле кронштейна задней подвески
Поломка трубы возле кронштейна задней подвески

Рубеж в 10 тыс. км пробега, таким образом, «инвалидка» взяла с четырежды перебранным мотором и после 12 визитов к сварщикам.

10443 км – оторвалось целлулоидное окошко правой двери по прошивке.
10500 км – разрыв обивки сиденья.
12134 км – поломка обоймы упругой муфты кардана.
12184 км – поломка трубы каркаса кузова.
12549 км – поломка перемычек жалюзи.
12571 км – поломка трубы рамы.
13002 км – отрыв по сварке трубы рулевой колонки от трубы каркаса кузова, разрыв резиновых подушек площадки реле-регулятора, выход из строя цепи из-за предельного износа роликов.
13362 км – поломка крестовины левого привода, поломка пружины задней подвески и трубы каркаса кузова, отрыв по сварке правой части кожуха переднего колеса, предельный износ усиков на ведущей шестерне привода спидометра.
13392 км – поломка пружины механизма переключения передач.
13738 км – поломка кронштейна руля.
15002 км – при осмотре выявлены трещины передней левой стенки, отрыв панелей пола от задней и боковых стенок.

Обрыв трубы-распорки возле передней вилки
Обрыв трубы-распорки возле передней вилки

А теперь не забудьте учесть, что справляться со всеми этими проблемами необходимо было инвалиду, у которого «в лучшем случае» не было одной ноги. А то и двух сразу… Получается, что поддерживать такую мотоколяску на ходу сколько-нибудь долгое время мог только физически крепкий инвалид с навыками автомеханика, который при этом обязательно имел собственный гараж-мастерскую, «рукастых» друзей и знакомого сварщика. И после изучения этого документа уже совсем не удивляет, почему некоторые владельцы навсегда ставили на прикол свои трехколесные «инвалидки» спустя несколько сотен километров пробега…