В середине марта в СМИ появились сообщения о том, что в Чили обнаружили уникальный советский автомобиль, образцы которого вряд ли сохранились на территории бывшего СССР. Речь идет о первом советском серийном микроавтобусе РАФ-10 «Фестиваль», который выпускался в 1957-59 годах. Обнаружен в Чили он был совершенно случайно.
РАФ-10 «Фестиваль» назван так в честь VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, состоявшегося в Москве в 1957 году. Кстати, первая партия РАФ-10 возила именно участников и гостей этого фестиваля.
Автомобиль был создан на базе знаменитого фастбека ГАЗ-М20 «Победа». Он имел цельнометаллический несущий кузов вагонного типа, вмещал в себя 9 пассажиров и отличался высоким для тех лет уровнем комфорта - всё-таки делали для приёма иностранных гостей.
Двигатель у микроавтобуса был тоже от «Победы» - 4-цилиндровый нижнеклапанный атмосферный бензомотор объёмом в 2,1 литра и мощностью в 52 л.с. Он работал в паре со штатной 3-ступенчатой «механикой». Ещё одно "пионерство", относящееся к этой модели - используемые впервые в истории отечественного автопрома синхронизаторы на всех передачах.
Местный фотограф Рамон Ривера Нотарио обратил внимание на объявление о продаже автомобиля в городке Педро-Агирре-Серда, расположенном недалеко от Сантьяго: "Продаётся русский микроавтобус RAF не на ходу, при этом состояние ходовой части отличное. Есть возможность переделки под фуд-трак".
Насколько можно понять, этот фотограф и сделал снимки, которые затем разошлись по СМИ. Других сведений о машине не было, поэтому можно было предположить, что данный экземпляр микроавтобуса – один из тех, что обслуживал тот самый фестиваль молодёжи. Но затем выяснилось только то, что автомобиль всё время находился во владении католического священника из Швейцарии, который служил в Чили миссионером.
После его смерти микроавтобус превратился в сарай для хранения разных хозяйственных мелочей - кому он достался в итоге, не сообщается. Главное, что новые владельцы решили его продать. Просили за наш "Фестиваль" 800 000 песо или 930 долларов - получается, в районе 70 тыс. рублей на наши деньги.
Интересно, что «РАФ» находится в довольно приличном состоянии — на нём даже не видно сквозной ржавчины. Исключение — «рваная рана» на левом борту. Все кузовные детали, кроме фар и задних фонарей — оригинальные.
А вот механическая часть была заменена — вместо «родных» мотора и КПП стоят агрегаты от какого-то старого Chrysler’а, от него же и «приборка». Сам микроавтобус сейчас не на ходу.
Но это временно — не будет же купивший «РАФ» коллекционер выставлять его в столь плачевном виде. Уникальный микроавтобус, разумеется, тщательно восстановят в полном соответствии с оригиналом.