Оказывается, президент России Владимир Путин считает карантинные меры, связанные с коронавирусом, "непопулярными" и видит в них угрозу своему рейтингу. Поэтому в России до сих пор не введён режим чрезвычайной ситуации. Об этом сказано в издании "Медуза" со ссылкой на источники, близкие к правительству и администрации президента.
Путин делегировал правительству всё полномочия, связанные с возможным введением режима ЧС, но и правительство в лице Мишустина брать на себя такую ответственность тоже не хочет. Все они, представляете, озабочены каким-то, видимым только им, имиджем! А пока мы слышим только отовсюду названия "всеобщая самоизоляция" и "нерабочая неделя", даже слово "карантин" стараются не употреблять".
А пока давайте с вами разберемся, что же такое этот режим ЧС и что он из себя представляет.
В таком источнике, как Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" говорится, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
К сведению, Россия уже давно перешла порог чрезвычайной ситуации федерального характера. В Постановлении правительства РФ от 21 мая 2007 года "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" как раз и описываются такие моменты, как определение типа режима, когда вводится, при каком количестве пострадавших и какой сумме убытков. Так вот в постановлении обозначено количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 миллионов рублей. То есть подобный режим уже давно можно было ввести.
Если ЧС объявлялась бы на территории всей страны, то такой режим чрезвычайной ситуации объявляется правительством Российской Федерации либо МЧС. В противном случае действует режим повышенной готовности - предшествующий режиму ЧС. Здесь ограничения накладываются на сами органы власти, они просто работают в особом режиме, и, соответственно, с этой ситуацией они должны бороться сами.
Что же могут себе позволить власти в таком режиме?
Они могут ограничивать доступ людей и транспортных средств на пораженную территорию или территорию, на которой чрезвычайная ситуация может возникнуть, есть её угроза. Власти могут разблокировать резервы материальных ресурсов, за исключением государственного материального резерва, то есть какие-то экстренные запасы они могут использовать. Определять порядок использования средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправлений и организаций. Они могут также определять другие меры, которые не ограничивают права и свободы человека и направлены на защиту от угроз и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Можно ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию. Если пораженная территория - это город, то доступ на эту территорию региональные власти могут ограничивать.
Хочется отметить, что есть еще одно понятие - чрезвычайное положение. Оно-то как раз и вводится указом президента. Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который вводится на территории всей страны на 30 дней, либо в отдельном регионе на срок до 60 дней.
Именно в чрезвычайном положении как раз не проводятся выборы, референдумы, никакие региональные мероприятия, запрещены массовые мероприятия и забастовки . Режим ЧС такого не предусматривает. Чрезвычайное положение предполагает приостановку полномочий региональных и местных властей, ограничение финансово-экономической деятельности, ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, досмотр, усиление охраны, остановку опасных производств, особый порядок оборота продовольствия, предметов первой необходимости, эвакуация ценностей, комендантский час, цензура, временное выселение в безопасные районы и карантин.
Режим ЧС предполагает ограничение прав и свобод граждан, в том числе и свободу на передвижение. Но для преодоления режима ЧП может изыматься имущество граждан, например, частный автотранспорт. Режим ЧС ничем таким похвастать не может.
Но у нас сейчас даже не режим ЧС! Этот режим прописан в законе и позволяет накладывать определенные ограничения на права и свободы граждан, в отличие от ныне действующего режима повышенной готовности. Опасность нынешней ситуации в том, что, когда она закончится, будет непонятно, куда людям обращаться со своими убытками и каким образом можно будет оспорить наложенные в этот период штрафы, которые люди будут считать незаконными и не захотят выплачивать. Это как раз те самые кредиты и ипотеки, по которым президент дал полугодовую отсрочку, или неделя, месяц оплачиваемых каникул. Или, например, если люди подвергнутся насилию со стороны полиции, каким образом это можно будет потом оспорить. Ещё тот вопрос!
Такая ситуация создает большое пространство для произвола. Если полицейские сами допрашивают людей на улице и сами решают, серьезная у них была причина выйти из дома или нет, — это огромное пространство для беззакония.
Если с правовой точки зрения всё не определено, то это может привести лишь к произволу, социальной незащищенности, обману граждан. То есть государство своими руками создаёт поле для беззакония! Совпадение? Вряд ли. Скорее всего, оно им и надо!
Закончу статью словами Джорджа Оруэлла — британского писателя и публициста, автора культового антиутопического романа «1984» и повести «Скотный двор»:
“Во времена обмана говорить правду — это революционный акт”!
- Понравилась тема - пишите вы мне,
- А не понравилась - тоже,
- Мы с вами, друзья, потрещим о судьбе,
- Вдруг и это поможет!