Поэтический марафон, который мы с дочкой начали на карантине, продолжился темой сирени. Пока мы думали о ней, пытаясь уложить свои мысли в строчки, на душе стало по-весеннему светло.
Нельзя сказать, что нам "всё стало фиолетово", но немножко сиренево стало: нежно, свежо, мокро. Вспомнился рассказ Нагибина о Рахманинове, который так и называется - "Сирень", вспомнились пленительные тропинки парка в усадьбе Ивановка под Тамбовом, где Сергей Васильевич любил проводить долгие степные лета, вспомнилась его хрустальная и плачущая солнечным плачем музыка.
А ещё почему-то припомнились строчки Пастернака о начале творчества, начале жизни, явленной через слово:
...Что делать страшной красоте
Присевшей на скамью сирени,
Когда и впрямь не красть детей?
Так возникают подозренья...
Изумительно - правда? Нездешней красоты куст, который так не похож на бежево-серый городской пейзаж, весь огромный, влажный, сизо-лиловый, гривастый, трепещущий на ветру... Он как будто сошёл с картин Врубеля, был демоном и обернулся цветущим кустом. Может, и вправду собрался красть детей?!
Словом, захотелось скорее в сиреневую кипень, в благоуханную пену.
Вдохновившись этим предчувствием, Аня написала:
Сирень
За окном душистый куст,
Он красивый очень.
От него наш сад не пуст,
Цвет его так сочен...
Этот куст зовут сирень.
Будем любоваться!
Смотрим в окна каждый день,
Чтобы с ним встречаться.
Что сказать о рифме? "Куст"-"пуст" - рифма точная, и даже очень! Такую рифму зовут замещённой: в ней один звук ("к") замещается другим ("п"). Рифма "очень"-"сочен" - тоже точная, отличие - только в звуке "с" и мягкости конечного "н" в первом слове.
Точной можно считать и рифму "сирень"-"день". А вот к рифме "любоваться"-"встречаться" надо присмотреться. Она - глагольная. Строго говоря, глагольной рифмы лучше избегать. Она (как бы это сказать?) довольно изношенная.
Да, у Пушкина и Лермонтова, Кольцова и Некрасова, Тютчева и Фета, Блока и Есенина глагольных рифм превеликое множество. Но то были мастера, знавшие, для чего им каждый звук и каждое слово. А нам с вами, поэтам начинающим, лучше употреблять глагольные рифмы пореже. Почему? Чтобы внутренний компьютер лучше искал другие варианты, вытаскивая слова из пассивного словарного запаса - с тех полок языковой кладовой, на которые мы не заглядываем в привычных ситуациях.
Что можно сделаться в нашем случае?
Придумать к слову "любоваться" другую рифму, например, "любоваться"-"оваций". Овации - это бурные аплодисменты, которые нередко сопровождаются восторженным криками. Слово "овации" появилось в Древнем Риме, где оно обозначало особый ритуал, связанный с чествованием полководца, одержавшего победу.
Также можно переставить слова в строчке таким образом, чтобы глагол не был последним. "Любоваться будем", например. Подобрать рифму к слову "будем" куда проще. "Людям", "чуде" и т.д.
Но исправлять текст Ани я не стала. Она ведь всего один разочек использовала глагольную рифму. Главное - сочный цвет сиреневого пятна, который оня поймала.
Ещё я придралась к слову "красивый". Но об этом поговорим в следующий раз.
Будем надеяться, что смотреть на сирень мы будем не только из окон. А завтра попробуем написать о колокольчиках. Присоединяйтесь!