Найти тему

Голубая кровь (рассказ)

Интересно, кто это выдумал, что человек — разумное животное? Что за скороспелое суждение! У человека есть что угодно, только не разум. И, в сущности, это очень хорошо!..
Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея»

— Говорят, что у дельфинов развитый мозг. А еще у осьминогов. Может быть, осьминоги даже разумные, — сказала жена, отвлекшись на секунду от вязания. — Или дельфины...

— Ну, про собак тоже говорят, что они все понимают, — улыбнулся Михаил Александрович, поглядев на жену поверх очков. — Глазки, мол, очень умные. А на самом деле собаки просто на эмоциональную окраску реагируют.

— Как же они понимают команды? — спросила с сомнением жена.

Михаил Александрович приглушил звук телевизора и отложил пульт в сторону. Затевалась беседа, а побеседовать, особенно поспорить или поучить, Михаил Александрович страсть как любил.

— Собака не понимает слов, она просто ассоциирует знакомые сочетания звуков с определенным действием, — сказал он, — которое должно произойти. Если ты в разговоре с другим каким-то человеком скажешь при псе — «мы пошли гулять», собака наверняка завиляет хвостом и побежит к двери. Вот и весь собачий разум. Собаки, кстати, в зеркале себя не узнают. Это экспериментально подтверждено. Когда собака видит свое отражение, она подумает, что это не она, а какая-то другая собака. Если здесь вообще уместно слово «думает». А поскольку отражение в зеркале ничем не пахнет, собака очень быстро теряет к нему интерес.

— М-м-м, — неопределенно отреагировала жена, с завидным автоматизмом вывязывая свои петли. Клубок на другом конце шерстяной нити подергивался, будто под током.

— А вот дельфины, — продолжил Михаил Александрович, — себя в зеркале узнают! Как и высшие обезьяны — орангутанги, гориллы и шимпанзе... Да и мозга у тех собак максимум на 140 граммов. Обычно куда меньше.

— А осьминоги? — спросила жена.

— С осьминогами дело интересно обстоит! Центральный мозг осьминога обернут вокруг пищевода...

— Я людей таких знаю, — перебила жена, — у которых мозг вокруг пищевода.

— Но-но, — шутливо погрозил пальцем Михаил Александрович. — Прошу оставить эти инсинуации. В-общем, этот центральный мозг, он довольно развитый — примерно 500 миллионов нейронов, всего-то в 200 раз меньше, чем у человека, и даже кора есть... Но дело в том, что центральный мозг у осьминога — это лишь 30 процентов всех нейронов! Остальные 70 находятся в щупальцах. То есть каждое щупальце, представь себе, имеет собственный мозг... Причудливая конструкция.

Осьминоги —  животные одиночные
Осьминоги — животные одиночные

Жена внимательно слушала, сложив вязание на колени.

— К сожалению, ничего определенного сказать о разуме осьминожьем мы не в состоянии, — вздохнул Михаил Александрович. — Настолько они, эти осьминоги, другие, отличаются от нас. Известно, что они способны учиться друг у друга или использовать различные предметы в качестве инструментов. Но это и птицы умеют — те же вороны, например...

— То есть, — сказала жена, — они все-таки могут быть разумными? Ну, хотя бы теоретически?

Михаил Александрович пожал плечами.

— Осьминоги — животные одиночные, не стайные, в отличие от человека. Они встречаются только для того, чтобы произвести потомство. И живут при этом недолго, каких-то несколько лет. Накопить серьезные знания и передать их следующему поколению при таком раскладе вряд ли получится. А какой разум без накопления знаний? Ерунда получится, а не разум.

— А правда, что у них кровь голубая? — улыбнулась жена.

— Хм. Я сам не видел, — ответил Михаил Александрович. — Но читал, что голубая. Скорее всего, так и есть.

— Наверное, это красиво, — задумчиво подняв глаза к потолку, ответила жена.

— Что?

— Ну, кровь, — сказала жена. — Голубая кровь... У нас же много, например, вещей синих, голубых. Джинсы, рубашки всякие... Красная кровь на такой ткани некрасиво выглядит, грязно. А голубая — совсем другое дело.

— Ты это прекрати, — ответил Михаил Александрович, и не понятно было, в шутку он говорит или всерьез. — Мы на карантине всего пятый день, а ты уже... Прекрати.

---

Рад вашим лайкам, друзья. Подписывайтесь!

Еще рассказы: