INTRO
Нобелевский лауреат, писатель Альбер Камю создавал не самые лучшие и сильные вещи. Его самые известные книги «Посторонний» и «Чума» не очень занимательное и увлекательное чтиво, но делал ставку он далеко не на увлекательность своих произведений. Он всегда пытался реализовать определенную идею. Писатели-экзистенциалисты той поры искали новые формы выражения и миропонимания. Перед ними был не самый радужный и счастливый мир: человечество, погрязшее в двух мировых войнах, отвергшее религию и вынужденное выбирать, при какой политической системе жить дальше.
Капитализм, социализм, фашизм. Однако, чтобы из этих трех видов не было выбрано, экзистенциалисты понимали, что не будет больше свободы личности, а диктатура в той или иной политической форме будет властвовать над людьми. Понимание подобной неизбежности, порождало упаднические настроения в кругах европейской интеллигенции и формировало понятие абсурдности смысла жизни отдельно взятого человека, впихнутого винтиком в огромную абсурдную систему. Очень кстати им подвернулась философия Сёрена Кье́ркегора, который придумал экзистенциализм еще в середине 19 века.
Альбер Камю отбросил религиозную составляющую учения Кьеркегора, но оставил основную суть учения. Оно сводится к тому, что экзистенция – это не просто существование отдельно взятого человека и его поиски духовных путей и истины. Чтобы понять и принять истинную картину мира, человек должен пройти через страх и отчаяние.
«Отчаяние — категория духовная»
Идея Альбера Камю сводится к тому, чтобы повесить на своих героев «экзистенцию», вовлечь их в пучину тревоги, страхов и отчаяния, а потом проследить в динамике, как будет развиваться каждый герой и какой путь он изберет. Не смотря на абсурдность бытия человека, экзистенциалисты не отметали свободу выбора каждого человека. Мы бессмысленно вертимся винтиками в огромной системе, но личный выбор того или иного решения, поступка в общественной жизни у нас все-таки есть. А если вокруг творится полный п#### — эпидемия, война – становится еще интереснее, какой выбор совершит отчаявшийся герой.
«ЧУМА» (1947)
Данный роман называют «романом-хроникой». Повествование ведется от первого лица неким доктором Риэ, который подробно и поступательно описывает эпидемию чумы в городке Оране, Алжир.
Камю, что в «Чуме», что в «Постороннем» использует крутой метод, который я называю «методом снежного кома, скатывающегося с горы». Вначале, когда закручивается сюжет, идут незначительные скучные факты, а главные герои пресные и слишком обыденные, нет в них ничего добродетельного, ни даже злодейского. Но когда их накрывает лавина страшных событий, они начинают проявлять себя, подходят к тому самому свободному выбору: какую сторону принять и что делать в сложившихся обстоятельствах.
В знойном приморском городке, люди еще недавно вели беззаботную жизнь: купались в море, сидели в кафе, ходили на танцы. Но их жизнь круто меняется, когда в город приходит чума. Но распространяется она постепенно, больше просачивается: первые умершие не влияют на размеренную жизнь городка и житейский уклад. По городу начинают ходить слухи, пересуды. Люди еще толком не понимают, что за болезнь пришла в город. Но каждый, естественно, надеется, что с ним этого не случится и он не подцепит заразу. Эпидемия же тем временем не придерживается кастовой системы, забирает бедняков и буржуев. Люди уже настороженные, но паники еще нет. В дальнейшем, город закрывают.
Подтягиваются войска, которые берут город в окружение. Никого не впускают и не выпускают. Людям запрещают выбираться к морю и отправлять письма. Они живут в условиях полной изоляции. Доктор Риэ, находится в самом эпицентре, регистрирует количество заболевших и умерших. Он пытается пробить из Парижа сыворотку для лечения людей. Вначале у него есть ограниченные запасы, но и они подходят к концу. А вы представьте, каково это заказать из далекого Парижа медикаменты в закрытый алжирский городок, где бушует чума? Понятное дело, что нужно ждать, а срок ожидания – неизвестен… Бюрократам из Парижа важнее блокировать городок, а что будет происходит с людьми внутри зараженной зоны – их беспокоит мало.
Между тем, если вчера чумных мертвецов отправляли в последний путь с церемонией, то сегодня трупы закапывают во рву на окраине города, а потом и сжигают. Люди воспринимают чуму по-разному. Одни прячутся в домах, не показываются на улицах и трясутся за свою жизнь. Другие, понимая, что рано или поздно придется умирать, прожигают бабло в ресторанах-кабаках-кафе-бильярдных. Главный же герой доктор Риэ с соратниками, которые в эти чумные дни сгруппировались вокруг него, организует санитарные бригады и старается сделать все возможное, чтобы как-то притормозить бушующую волную эпидемии. В кульминации, к бубонной чуме добавляется еще и легочная чума. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — практически 100 %.
Изолированные от мира люди теряют близких и сходят с ума от отчаяния. Покидают и сжигают свои зачумленные жилища, в это же время по городу бесчинствуют мародеры. Заканчивается продовольствие и к чуме добавляется еще и голод. Бедняки не могут себе позволить покупать продукты и маски, которые спекулянты продают втридорога. Буржуазия же пока не терпит голода, вытаскивая из кубышек сбережения. Такие спекулянты, которые контрабандой завозят в закрытый город продовольствие, как персонаж по имени Коттар, наживают себе неплохой капиталец. Чума – хороший расклад для их дел, которые с каждым днем эпидемии идут в гору.
В развязке романа чума отступает от города. Но люди после пережитой эпидемии уже не будут прежними. А кроме того, по итогам, доктор Риэ теряет близких людей: свою жену и друга, который помогал ему бороться с эпидемией в городе. Он понимает, что нет никакой гарантии того, что через 10-15 лет, крысы опять не занесут в приморский городок страшный вирус…
Альбер Камю называл данный роман притчей. Истинный смысл «Чумы», в авторской интерпретации, — наступление фашизма, реакция общества на него и европейское сопротивление. Ведь люди разделились на несколько групп: те, кто принял фашизм, те, кто оставался в стороне, сохраняя нейтралитет и меньшинство — пытавшееся бороться с ним. Доктор Риэ и его соратники — меньшинство, которое ценой жизни и здоровья пыталось остановить чуму.
Если же брать и вовсе глубинный, библейский смысл "Чумы" – это тема всеобщего абсолютного зла, частица которого есть в каждом человеке. Ведь, если у человека есть та самая свобода выбора, которая наиболее остро встает перед ним в процессе «экзистенции» — наваливающихся страха и отчаяния, то наиболее интересно, какую сторону займет он в этой ситуации страха, отчаяния и хаоса – добра, зла или равнодушия. При том, что сделать выбор в сторону зла или равнодушия в условиях той же чумы или фашизма наиболее выгодно для спасения собственной шкуры.