Древний Шаолиньский монастырь стал неотъемлемой частью нашей глобальной культуры, хотя боевые искусства и монахи Шаолинь, часто встречаются в наших фильмах и сериалах, большинство из нас знают о них удивительно мало.
Монахи Шаолинь в основном ассоциируются у наших соотечественников с Китаем, так что люди часто удивляются, узнав, что основатель Храмов Шаолинь на самом деле не был китайцем. Он был странствующим буддийским монахом из Индии по имени Батуо, который прибыл в Империю Северной Вэй около 464 года нашей эры. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, прежде чем Император Сяовэнь приказал построить Шаолиньский монастырь на горе Сун, на территории нынешней провинции Хэнань, и сделал Батуо его первым настоятелем. Осталось очень мало источников того периода, но тот монастырь, по-видимому, работал как место для перевода буддийских текстов на китайский язык.
Под руководством Батуо монахи следовали буддийской школе Хинаяны. Поскольку путь Хинаяны был заведомо труден даже для монахов, монастырь оставался относительно небольшим. Только с приходом Бодхидхармы, другого индийского монаха, Хинаяна была отброшена и заменена буддизмом Чань (Дзэн), которому шаолиньские монахи следуют и по сей день.
На самом деле это был не первый монастырь, где были боевые монахи. За столетия до основания Шаолиня другие китайские буддийские монастыри уже хранили оружие и практиковали боевые искусства. Сам Шаолинь был построен, чтобы быть мирным центром обучения. Согласно легенде, только с приходом Бодхидхармы в пятом или шестом веке нашей эры шаолиньские монахи начали практиковать свои боевые навыки, но первые фактические записи шаолиньских боевых искусств датируются 14-м годом нашей эры.
Хоть в Китае и говорят, что "Все боевые искусства под небом возникли из Шаолиня” , это не историческая правда, так например боевое искусство Кунг-фу не пришло из Шаолинь. В монастырях Шаолинь не существовало никакой институционализированной боевой подготовки. В течение нескольких столетий после основания, монахи действительно участвовали в битвах, которые помогли создать династию Тан (618-907 гг. н. э.), но даже тогда нет никаких свидетельств того, что они разработали уникальную форму борьбы.
Историки полагали, что монахи во времена династии Тан просто использовали обычное Танское оружие и были не более искусны в боевых искусствах, чем любые другие солдаты. В то время как самые ранние записи шаолиньских боевых искусств датируются 14 веком, монахи, вероятно, начали специализироваться на борьбе с длинным посохом (их фирменное оружие) в 12 веке. Шаолиньский опыт в рукопашном бою можно датировать только 16 веком. Между тем, история кунг-фу может быть прослежена задолго до того, как был основан монастырь Шаолинь. Весенние и осенние летописи, которые, вероятно, были составлены между 800-500 годами до нашей эры, ссылаются на” жесткие “и” мягкие " методы боевых искусств, разделение, которое остается основной философией кунг-фу и сегодня. Ко времени правления династии Мин (1368-1644 гг. н. э.), когда Шаолинь впервые стал ассоциироваться с совершенством боевых искусств, кунг-фу уже было распространено по всему Китаю.
Первенство Шаолиня среди китайских монастырей начало укореняться в конце династии Суй (581-618 гг. н. э.). Суй объединили Китай, но были быстро свергнуты серией народных восстаний и последующим убийством императора. После их падения несколько благородных домов начали соперничать за контроль над рушащейся империей. Одним из претендентов на трон был Ван Шичун, бывший генерал Суй, который быстро занял территорию Чжэн. Чтобы укрепить свою власть над древней столицей Лоян, Ван Шичун построил сигнальную башню и военный лагерь на горе Хуаньюань, на клочке земли, который был пожалован Шаолиню императором Вэнь Суй. Опасаясь, что монахи взбунтуются против него, он послал армию, чтобы осадить сам храм Шаолинь. Однако, чтобы противостоять Ван Шичуну, монахи присягнули на верность его сопернику Ли юаню, который в конечном итоге стал основателем династии Тан. Ли Юань послал своего сына, принца Ли Шимина, помочь монахам и напасть на Лоян. С помощью монахов Ли Шимин смог вывести армию Ван Шичуна с горы Хуаньюань, оставив Лоян беззащитным и вынудив его сдаться. Когда Ван потерпел поражение, Тан смог укрепить свою власть над Китаем, которым они будут править до 907 года нашей эры. Роль Шаолиня в победе в войне гарантировала, что они будут высоко цениться династией.
Так же о монахах Шаолинь сложено немало легенд, в которые многие верят. Вот несколько интересных легенд о них.
Ужасное мифическое происхождение самого любимого напитка чая имеет множество мифов и легенд, окружающих его создание. Один из мифов восходит к династии Тан. Эта ужасная история, включающая в себя крайнюю религиозную преданность и отрубленные части тела. Легенда утверждает, что спустя столетия после основания Шаолиньского храма благочестивый монах по имени Бодхидхарма проделал долгий и опасный путь из своей родной Индии в Китай в надежде распространить там буддийское учение. После путешествия по всему Китаю он наконец наткнулся на Храм Шаолинь и решил остановиться в соседней пещере. Там он продемонстрировал свою глубокую преданность, медитируя в течение девяти лет, прислонившись спиной к холодной каменной стене, без еды и воды и с широко открытыми глазами. Много лет спустя Бодхидхарма решил повторить этот подвиг, но на этот раз он обнаружил, что задремал в середине своей медитации. Злясь на свою недисциплинированность, он отрезал себе веки, чтобы никогда не поддаваться сладкому искушению сна. К его изумлению, из земли, куда упали веки, выросло растение. Листья растения обладали способностью помогать ему оставаться бодрствующим, и таким образом чайный куст появился на свет. Говорят, что именно по этой причине высушенные чайные листья выглядят как увядшие веки.
Вторая легенда рассказывает о бесстрашном воине. Так согласно легенде, во второй половине XIX века жил человек по имени Тай Цзинь, которого прозвали Лангрен (“оборотень”) из Шаолиня. Джин, страдавший гипертрихозом, был известен своим покрытым волосами телом и тем, что был величайшим мастером боевых искусств в Китае. Оборотень из Шаолиня родился в суеверной провинциальной семье, которая приняла его за демона. Думая, что его присутствие принесет их семье большое несчастье, они быстро завернули мальчика в пеленки и оставили умирать в ближайшем лесу. К счастью, некоторые проходящие мимо шаолиньские монахи услышали его крики и сжалились над брошенным ребенком, забрав его обратно в храм Фукиэнь Шаолинь. Монахи пытались найти семью для Тай Джина, но никто не хотел брать к себе волосатого ребенка. В конце концов монахи решили воспитывать его сами. Выросший в храме, Тай Цзинь учился боевым искусствам у шаолиньских мастеров. В отличие от большинства мастеров боевых искусств, которые посвящают всю свою жизнь изучению одного или двух стилей кунг-фу, тай Цзинь решил овладеть ими всеми. Одна история утверждает, что он в конечном итоге освоил более 200 боевых приемов “пустых рук” и владел более чем 100 видами оружия. Говорили даже, что он выучил печально известный Дим Мак, или “прикосновение смерти". Говорят, что Тай Джин также обладал сверхчеловеческими чувствами. Известный анекдот о нем рассказывает о случае, когда он вошел на встречу с 12 мастерами Шаолиня. Вместо того чтобы сразу же поприветствовать их, как это было принято, он вытащил нож и метнул его прямо в крышу. К удивлению мастеров, убийца упал на пол с ножом, вонзенным ему в грудь. Когда его спросили, как он узнал, что убийца был Там, Тай Цзинь сказал, что, когда он вошел в комнату, он видел 12 человек, но слышал дыхание 13 человек. К сожалению, не совсем ясно, действительно ли Тай Цзинь был связан с Шаолинем, или он вообще был реальным человеком. Так или иначе, его легенда продолжает вдохновлять мастеров боевых искусств и по сей день.
Шаолиньские монахи особенно обожают и почитают в качестве своего покровителя “святого” Бодхисаттву Ваджрапани. Как и у христианских святых, у Ваджрапани есть своя изрядная доля странных легенд. Один из самых странных рассказов рассказывает о том, как Ваджрапани спас молодого монаха от хулиганов. Давным-давно, вскоре после основания Шаолиня, жил монах по имени Сенчоу, которого постоянно запугивали его собратья-монахи. Не в силах больше терпеть оскорбления, Сенчоу обратился за Божественной помощью, чтобы прекратить свои мучения. Он пошел в храм, где стояла статуя Ваджрапани, и молился шесть дней и шесть ночей без воды, и еды. Наконец, на шестую ночь Божество появилось перед ним. Гулкий голос Ваджрапани спросил монаха, твердо ли он решил стать сильнее. Когда Сенгчу нетерпеливо кивнул головой, Ваджрапани наколдовал огромную миску дымящегося мяса и велел ему съесть ее. Сенгчу пришел в ужас, ибо монахи должны были отказаться от всякого мяса. Раздосадованный реакцией монаха, Ваджрапани достал свой нож и с его помощью вскрыл рот Сенгчу, заставив мясо войти в его горло. Сенгчу попытался выблевать мясо, в результате чего Ваджрапани пригрозил ему избиением, если он не начнет сотрудничать. Испугавшись нападения Бога, Сенчоу наконец проглотил мясо так быстро, как только мог. Вернувшись в свою спальню, Сенчоу сразу же был атакован своими хулиганами. Ко всеобщему удивлению, он неожиданно проявил необычайную физическую силу и боевые навыки, легко победив своих противников. Говорили, что новые навыки сенчоу были настолько велики, что он мог бегать по стенам, прыгать на высоту нескольких этажей и легко поднимать огромные предметы. Излишне говорить, что издевательства не продолжались. И все благодаря Ваджрапани и его большой миске с мясом.
По мере развития боевых навыков шаолиньские монахи часто призывались воевать за Китай. Одна из самых больших угроз стабильности страны исходила с моря от свирепых вокоу, “карликовых пиратов” Японии. В начале XVI века прибрежные города Китая были постоянно разорены этими японскими пиратами. Торговля была сильно затруднена, и люди толпами бежали с побережья. Последняя капля упала в 1553 году, когда вокоу напали на портовый город Ханчжоу. С сотнями убитых, тысячами оставшихся без крова, разрушенными зданиями и разграбленным огромным состоянием, суд династии Мин наконец-то был сыт по горло. По королевскому приказу было призвано 120 элитных монахов-воинов, которым было поручено покончить с пиратской угрозой. С Тяньчжэном и Тяньчи из Шаолиня в качестве своих генералов монахи искали вокоу, чтобы уничтожить их. Но пиратов было не так легко победить, как надеялись монахи. Из четырех крупных сражений между ними три закончились для монахов тупиком. Только во время битвы при Вэнцзягане монахи одержали полную победу над своими врагами, полностью уничтожив их в изнурительной битве. Монахи проявили особенно жестокую черту во время кампании, убивая каждого пирата, с которым они сталкивались. Один монах даже воспользовался железным посохом, чтобы убить жену пирата, пытавшегося спастись бегством.
Еще олин интересный факт о монахах Шаолинь рассказывает о метках на лбу. Поклонники фильмов о кунг-фу с участием шаолиньских монахов могли бы заметить, что они часто изображаются с девятью круглыми точками на лбу (три ряда по три точки). Этот знак известен как Джиба, священный знак, поставленный на монаха его учителем или настоятелем в знак того, что он завершил свое обучение. Цзеба имеет большое значение в Шаолине. Каждая точка означает одно из основных правил поведения, которым должен следовать каждый монах. К сожалению, Джиба была запрещена до недавнего времени. Получение Джибы включает в себя длительную церемонию, которая включает в себя месяц интенсивной медитации и физической подготовки. В кульминационный момент церемонии девять палочек благовоний прикрепляются к макушке головы с помощью пасты. Затем палочки благовоний сжигают до тех пор, пока кожа головы полностью не опалится. В 2007 году китайское правительство наконец объявило о частичной отмене запрета, позволив монахам возродить древнюю традицию. Только 100 монахов были признаны физически и морально подготовленными к принятию Джибы, и только 43 фактически прошли через церемонию клеймения. На сегодняшний день известно лишь об одном жителе Запада, принявшем Дзебу - Франко Тестини, также известном как Ши Янь фан, монах итальянского происхождения, который теперь управляет дочерним храмом в Калифорнии.
У Шаолинских монахов имеется понятие всеобъемлющей "силы" внутри каждого живого существа сравнимо с понятием "Ци". Легендарные шаолиньские монахи приписывали свое сверхчеловеческое физическое мастерство контролю и манипулированию Ци, подобно джедаям и силе. Воздержание от земных удовольствий и эмоциональная отстраненность отражают буддийские верования. Существует еще множество интересных фактов и легенд о монахах Шаолинь, и все они захватывающие и увлекательные.
Если Вам понравилась наша статья пишите вопросы и свои предложения в комментариях и подписывайтесь на канал "Известная и Неизвестная Азия". Спасибо!