Когда речь идет о 90-х в кино все сразу вспоминают дилогию "Брат" и "Жмурки" Балабанова, сестер Бодрова ну и конечно "Бумер" . Но времена меняются и режиссеры вместе с ним, посмотрев эти 5 фильмов можно понять, как новое поколение киноделов видит этот период. Отходят ли они от темы бандитизма или пытаются взглянуть на "лихие 90-е" с другого ракурса? И кстати, посмотрев эти фильмы, ты понимаешь, что русскоязычное кино не в таком уж и плохом положении и у нас есть режиссеры, способные выезжать на фестивали и даже получать там награды!
Хрусталь
Белорусская картина Хрусталь-участник многих кинофестивалей, почти претендент на Оскар в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" (Его выдвинули, но он не попал в длинный список претендентов). Картина рассказывает о диджее по имени Эвелина(Веля), которая мечтает уехать из родного Минска в Чикаго, на родину хауса. Для этого ей нужно получить визу, но ее не дадут без справки о трудоустройстве, поэтому она вынуждена купить «липовую» справку с Хрустального завода. Но Веля указывает неверный номер, и теперь вынуждена уехать в поселок Хрустальный ,чтобы отыскать хозяев телефона ,на который должны позвонить для уточнения этой информации и уговорить их подтвердить данные её анкеты. Фильм понятно дело происходит в 90-е и поднимает такие темы, как индивидуализм, мечты и иллюзии, которые разбиваются о постсоветское общество.
Теснота
Дебютная работа Кантемира Балагова получила приз "особый взгляд" на Канском кинофестивале. Очень сильный и тяжелый фильм, c документальной хроникой, отлично снятый, цвета многое значат, главная героиня — холодным синим, родители — теплым желтым, брат с невестой — зеленым, тревога — красным, а ближе к финалу все становится серым). Режиссер показывает нам событие, произошедшее в его родном регионе Кабардино-Балкарии в 1998. Главным героем является еврейская девукша Илана, фильм показывает ее отношения с семьей и парнем, который стеснялся ее национальности. Это история межнациональных взаимоотношений, а также проблематика «отцов и детей» в тяжелое для России время - Чеченскую войну.
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов
Самый легкий фильм из этого списка. Не самый популярный в России жанр Роуд-муви, но это не делает его плохим, снято очень качественно и со вкусом. Серебряков кстати снялся всего за 1 рубль. Фильм рассказывает о гопнике, который чтобы получить квартиру, вынужден отвести своего отца уголовника и к тому же инвалида в хоспис. Действия происходят в наше время, но практически все герои фильмы отсылают нас к лихим 90-м , жизни по понятиям, спортивным костюмам и бандитам. В общем забавный, красивый фильм про двух маргиналов, которые являются пережитками конца 20 века. Какой то морали я не нашел, но смотрится легко и приятно.
Бык
«Бык» — фильм-победитель фестиваля «Кинотавр» . Он наполнен хорошей олдскульной музыкой, от Дельфина до группы Мираж, глубоких мыслей в нем нет, но то ,что на поверхности тоже заставляет задуматься. Фильм показывает тяжелую жизнь шпаны, гопников, простых районных пацанов, называйте как хотите. Можно сравнить с «Братом» Балабанова, но как бы на современный лад. Снято все очень живо, рейвы, драки стенка на стенку, налёты. Фильм мрачен и тяжел, в нем много жестоких сцен, любви и предательства ,но смотреть интересно с первых кадров. Я конечно не жил в 90-х ,но как по мне это довольно правдоподобное и очень атмосферное отражение девяностых. Сюжет расписывать не буду, если любите Брата, вам понравится.
Нашла коса на камень
Дебютный фильм выпускницы немецкой киношколы Ани Крайс рассказывает о семье из города Иваново, младший брат Андрей погиб на чеченской войне, его старший брат Антон исполняет его последнее желание и бесцельно катается по городу на мотоцикле. Затем девушку Антона Вику насилуют кавказцы, а Викина мать-сектантка вместе с последователями Свидетелей Иеговы случайно убивает человека.Все происходит на стыке веков в 2000-м году. Очень тяжелое кино в духе "груза 200". Чувствуется влияние Балабанова и Германики. Фильм представляет из себя сатиру на бессмысленность войны, насилия и нового мирового порядка.
Ёф
А вот и та самая половинка , если бы я назвал 6 фильмов, то разрушилась бы вся концепция моего "блога" . Короткометражка татарского режиссера рассказывает о мимолетной молодости (Youth=ёф). Красиво, неононво, артхаусно ну и камео Тани Булановой. Забавное осмысление 90-х с актерами из Гоголь центра. Коротко и ясно.
Какой вывод можно из этого сделать? Режиссеры дебютанты осмысляют период, в котором они родились и были детьми, Кантемир Балагов и Николай Сидоров-Французов в 91, Аня Крайс в 88 , Окопов и Хант в 85 и самая взрослая из них Дарья Жук в 80, все они росли в это тяжелое время и сохранили в памяти один и тот же образ. Все эти 6 фильмов олицетворяют собой одну эпоху, один феномен. Каждый режиссер снимал о чем то своем, но все они показали 90-е в едином образе, том реальном образе, который они помнят с детства.