Указ президента России, превращающий нерабочую неделю 30 марта – 5 апреля в нерабочий месяц апрель, имеет любопытные последствия для всех российских заёмщиков. Дело в том, что, согласно 193 статье Гражданского кодекса РФ, «если последний день срока приходится на нерабочий день, окончанием срока считается ближайший следующий за ним рабочий день». И это распространяется на выплаты по кредитам – собственно, они регулярно откладываются из-за выходных или праздников.
Когда в стране была введена карантинная неделя, ЦБ РФ разослал всем банкам информационное письмо, в котором особо напомнил, что в нерабочие дни выплаты по кредитам не принимаются, и все платежи откладываются до 6 апреля. Но продление карантина на месяц делает нерабочим весь апрель, за которым следуют ещё и пять праздничных выходных с 1 по 5 мая. Означает ли это, что все текущие выплаты по кредитам отложены до 6 мая и в стране наступили всеобщие кредитные каникулы почти на полтора месяца – с 28 марта по 5 мая?
С точки зрения Гражданского кодекса всё именно так. Однако ситуация исключительная и не имеющая прецедентов в прошлом. Неделя – дело обычное, так бывает каждый Новый год, но месяц без кредитных платежей может существенно сказаться на банковской системе. Поэтому не исключено, что в ближайшее время ЦБ РФ объявит какой-нибудь особый режим.
При этом стоит помнить, что даже если кредитные каникулы наступят, они вовсе не означают, что за апрель по кредиту не придётся платить. Просто в мае придётся заплатить сразу за два месяца.
UPD. Апрельские каникулы для заёмщиков всё же не наступят. 3 апреля Банк России объявил, что обязательства, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором. Но посоветовал кредиторам учитывать фактические возможности должника в нестандартной ситуации.