«ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО» ,сказал однажды Владимир Ильич Ленин. Для нас, советских подводников, слова вождя, были как нельзя актуальны. И в самом деле, к чему еще мог «приобщиться» подводник в дальнем походе? Свободное время в походе было. Если верить американским кинематографистам, то мы, советские подводники, проводили его за пением «Интернационала».
Но то, в американском кино, а в жизни, в свободное время мы любили смотреть кино. А откуда оно бралось на подводной лодке? Неужели, как пел в одном мегапопулярном в советское время мультфильме, крокодил Гена –«Прилетит вдруг волшебник, в голубом вертолете, и бесплатно покажет кино…»? Нет! В таком важном деле ,на «волшебников» , командование ВМФ положиться не могло, а по тому «кинопрокат» в экипажах подводных лодок, находился под опекой политотдела. Нет- политотдел не присылал на корабль «кинщика» с кинопередвижкой. Кинопроектор на АПЛ был и числился за экипажем вместе с другими материальными ценностями согласно описи, а киномехаником был, кто ни будь из экипажа. На должность киномеханика назначался кто ни будь из матросов- отличников БП , ПП и т.д. и т.п. Должность была нештатной .
Замполит экипажа выбирал из числа срочников подходящего кандидата. Приказом по экипажу тот назначался киномехаником, после чего воина отправляли на курсы . Несколько, дней он постигал тонкости профессии – как приготовить к работе аппарат, как склеить порвавшуюся пленку, и куда посылать тех, кто на киносеансе начинает свистеть и кричать «сапожник!».
После учебы, матрос получал удостоверение установленного образца ( все по взрослому) и обретал в экипаже статус важного человека. Важного, без всяких «кавычек». Почему важного? Потому что от киномеханика зависит, как будет отдыхать экипаж в длительном походе, и что он будет смотреть в свободное от вахты время. Напомню, что «важнейшее из искусств» на кораблях ВМФ СССР находилось под контролем политотдела, а по тому бойцы идеологического фронта старались максимально политизировать отдых подводников. По негласному правилу, комплект фильмов, который выдавался экипажу на две четверти должен был состоять из фильмов , революционной тематики, треть- героика ВОВ и на остаток, немного нейтральной тематики. Естественно , в замкнутом пространстве прочного корпуса подводной лодки , уставшим людям нужны комедии, фильмы про любовь и простых человеческих отношениях. Если «кинщик» экипажа , что называется- не шарил, то экипаж в морях был обречен смотреть лениниану- «Ленин в октябре» «…в Париже» «…в Разливе» и т. д.
В конце 80-х политика Партии стала мягШе, и политотделы стали смотреть на вопрос ширШе. В прокате появилось больше комедий и мелодрам- фильмов «про жизнь», чего так не хватает подводникам в длительном походе. Вскоре трещащие, как пулемет кинопроекторы, кинопленка с «затертыми» звуковыми дорожками, фильмы с ужасным звуком и сама должность киномеханика ушли в историю. На смену им в отсеки ПЛ пришли видеомагнитофоны. Но это уже другая история.
Как то вот так.