Найти тему
Василий Ингулецкий

КИНО И ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ИЛИ КАК ПРОВОДИЛИ СВОЙ ДОСУГ СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНИКИ.

«ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО» ,сказал однажды Владимир Ильич Ленин. Для нас, советских подводников, слова вождя, были как нельзя актуальны. И в самом деле, к чему еще мог «приобщиться» подводник в дальнем походе? Свободное время в походе было. Если верить американским кинематографистам, то мы, советские подводники, проводили его за пением «Интернационала».

-2

Но то, в американском кино, а в жизни, в свободное время мы любили смотреть кино. А откуда оно бралось на подводной лодке? Неужели, как пел в одном мегапопулярном в советское время мультфильме, крокодил Гена –«Прилетит вдруг волшебник, в голубом вертолете, и бесплатно покажет кино…»? Нет! В таком важном деле ,на «волшебников» , командование ВМФ положиться не могло, а по тому «кинопрокат» в экипажах подводных лодок, находился под опекой политотдела. Нет- политотдел не присылал на корабль «кинщика» с кинопередвижкой. Кинопроектор на АПЛ был и числился за экипажем вместе с другими материальными ценностями согласно описи, а киномехаником был, кто ни будь из экипажа. На должность киномеханика назначался кто ни будь из матросов- отличников БП , ПП и т.д. и т.п. Должность была нештатной .

На АПЛ принесли коробки с фильмами. Будет что смотреть в походе.
На АПЛ принесли коробки с фильмами. Будет что смотреть в походе.

Замполит экипажа выбирал из числа срочников подходящего кандидата. Приказом по экипажу тот назначался киномехаником, после чего воина отправляли на курсы . Несколько, дней он постигал тонкости профессии – как приготовить к работе аппарат, как склеить порвавшуюся пленку, и куда посылать тех, кто на киносеансе начинает свистеть и кричать «сапожник!».

В кают-кампании .
В кают-кампании .

После учебы, матрос получал удостоверение установленного образца ( все по взрослому) и обретал в экипаже статус важного человека. Важного, без всяких «кавычек». Почему важного? Потому что от киномеханика зависит, как будет отдыхать экипаж в длительном походе, и что он будет смотреть в свободное от вахты время. Напомню, что «важнейшее из искусств» на кораблях ВМФ СССР находилось под контролем политотдела, а по тому бойцы идеологического фронта старались максимально политизировать отдых подводников. По негласному правилу, комплект фильмов, который выдавался экипажу на две четверти должен был состоять из фильмов , революционной тематики, треть- героика ВОВ и на остаток, немного нейтральной тематики. Естественно , в замкнутом пространстве прочного корпуса подводной лодки , уставшим людям нужны комедии, фильмы про любовь и простых человеческих отношениях. Если «кинщик» экипажа , что называется- не шарил, то экипаж в морях был обречен смотреть лениниану- «Ленин в октябре» «…в Париже» «…в Разливе» и т. д.

В кубрике береговой казармы.
В кубрике береговой казармы.

В конце 80-х политика Партии стала мягШе, и политотделы стали смотреть на вопрос ширШе. В прокате появилось больше комедий и мелодрам- фильмов «про жизнь», чего так не хватает подводникам в длительном походе. Вскоре трещащие, как пулемет кинопроекторы, кинопленка с «затертыми» звуковыми дорожками, фильмы с ужасным звуком и сама должность киномеханика ушли в историю. На смену им в отсеки ПЛ пришли видеомагнитофоны. Но это уже другая история.

яндекс-картинки
яндекс-картинки

Как то вот так.