Родился 2 апреля 1920 года в городе Смоленске. Отец его был грузчиком. Окончив 7 классов средней школы № 9, работал слесарем. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1938 году Александр Николаенков был направлен в Одесскую военно-авиационную школу летчиков, которую он окончил в 1940 году.
С июня 1941 года лейтенант А. И. Николаенков на фронтах Великой Отечественной войны.
К апрелю 1943 года заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка (261-я смешанная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) старший лейтенант А. И. Николаенков совершил 229 боевых вылетов, в 28 воздушных боях лично сбил 8 и в составе группы 23 самолёта противника.
Александр Николаенков, вместе с Виктором Крупским, считался одним из лучших пилотов в 760-м истребительном авиаполку. Он начал воевать в июне 1941 года, а в декабре уже стал заместителем командира эскадрильи.
Весной 1942 года немецкое командование основные усилия своей авиации направило на срыв работы Мурманского порта и Кировской железной дороги. Но то на одном, то на другом участке Карельского фронта возникали бои местного значения. В них принимала участие и авиация. С улучшением погоды усилились налёты авиации противника на советские войска и объекты. В воздухе нередко разгорались упорные бои.
В ходе наступательной операции 14-й армии, проводившейся с 29 апреля по 13 мая, 760-й и 197-й истребительные авиаполки, летавшие на «Харрикейнах», прикрывали ударные соединения.
16 мая 1942 года 3 «!Харрикейна» 760-го истребительного авиаполка прикрывала наземные войска. Ведущий звена старший лейтенант А. И. Николаенков увидел, что к линии фронта приближаются 7 бомбардировщиков Ju-87 и 4 истребителя Ме-109. Учитывая, что враг почти вчетверо превосходит советскую группу, Николаенков решил использовать фактор внезапности. Он увёл своё звено в сторону солнца и уже оттуда напал на бомбардировщиков. С первой же атаки 2 «Юнкерса» загорелись. Остальные бомбардировщики, бросая беспорядочно бомбы на свои войска, поспешно повернули назад. Преследуя их, наши лётчики сбили ещё один «Юнкерс». И только тогда всем звеном вступили в бой с «Мессерами», атаки которых становились всё настойчивее. Но врагу не удалось добиться успеха - все наши самолёты без единой пробоины вернулись на свой аэродром.
15 июля 1942 года 17 бомбардировщиков Ju-88 и 1 Do-215 (возможно это был Do-17Z или Ме-110) в сопровождении 5 Ме-109 попытались бомбить мост в районе станции Кемь. На перехват вылетело 4 «Харрикейна» из 760-го полка, ведомых капитаном П. В. Воробьёвым, а также 4 «Харрикейна» из 195-го ИАП. Советские лётчики сходу сбили 3 бомбардировщика, прежде чем их связали боем немецкие истребители.
Всего советским истребителям удалось одержать 8 побед. Капитан П. В. Воробьёв сбил Do-215, Ju-88 и Ме-109. Ещё один Ju-88 сбил старший лейтенант А. И. Николаенков, а 4 других самолёта пали жертвой 195-го полка. Потери советской стороны составили 3 самолёта.
В апреле 1943 года на счету старшего лейтенанта А. И. Николаенкова было 229 боевых вылетов, 8 личных и 23 групповых побед, одержанных в 28 воздушных боях (все на «Харрикейне»).
7 июля 1943 года капитан А. И. Николаенков был тяжело ранен в очередном воздушном бою, смог привести самолёт на свой аэродром, но скончался от полученных ран в госпитале.
К тому времени отважный лётчик совершил около 250 боевых вылетов. Проведя более 30 воздушных боёв, сбил 10 самолётов противника лично и 23 - в группе с товарищами.
Звание Героя Советского Союза присвоено 23 августа 1943 г.
Мне важно знать, какие материалы достойны Вашего внимания. Просьба поставить «мне нравится», если статья оказалась полезной.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статью