"Я умираю верным слугой царя, но прежде всего самого Бога".
Ни одна фраза не может лучше подвести итог человеку, который посвятил себя служению короне и был обречен быть почитаемым Католической Церковью как святой.
Сэр Томас Мор жил в Тюдоровской Англии. Он занимал различные должности, включая адвоката, канцлера, члена парламента и писателя. Его влияние на многие из этих областей было весьма примечательным.
К сожалению для многих, его жизнь закончилась драматично и характерно для Тюдоров, когда он отказался признать развод короля Генриха VIII, а также решительный разрыв английской церкви с Римом.
Будучи ревностным защитником Католической Церкви, Мор почувствовал, что больше не может служить канцлером при Генрихе VIII, и подал в отставку. К сожалению, это было началом конца для Мора, который продолжал выступать против протестантизма и поэтому был судим и казнен в июле 1535 года.
Католическая фигура в Англии, стране, которая начинала большие перемены в сторону протестантизма, больше стала мучеником Реформации, одной из многих жертв с обеих сторон, которые боролись и спорили за свою веру.
В 1935 году жизнь Мора была официально признана Папой Пием XI, когда он решил канонизировать Мора. Таково его значение, что в 21 веке Папа Иоанн Павел II сделал его покровителем государственных деятелей и политиков.
Его история начинается в 1478 году в Лондоне, в семье Агнес Граунгер и ее мужа, сэра Джона Мора, человека, который имел уважаемую карьеру в юриспруденции. Один из шести детей, блестящая карьера его отца пойдет на пользу молодому Томасу, получившему прекрасное образование в одной из лучших школ в округе.
К 1490 году он служил архиепископу Кентерберийскому Джону Мортону (также лорд-канцлеру Англии) в качестве своего домашнего пажа. Этот опыт должен был еще больше послужить молодым, поскольку Мортон был последователем эволюционирующей философии жизни и образования, корни которой можно было бы назвать гуманизмом. Мортон вскоре признал его таланты и выдвинул еще одну кандидатуру на место в Оксфордском университете.
Проучившись два года в университете и получив типичное классическое образование, он покинул Оксфорд, чтобы пойти по стопам своего отца и сделать карьеру юриста.
В то время как он продолжал свое призвание адвоката, тяга, которую он чувствовал к своей вере и духовной жизни, была сильна. Один из его близких друзей, Дезидерий Эразм, говорил, что он размышляет о возможности вести полноценную духовную жизнь и отказаться от юридической карьеры. Хотя он и не пошел по этому особому пути, благочестие, к которому он чувствовал влечение, будет руководить его карьерой и послужит причиной его кончины.
В 1505 году он женился на Джейн Колт и имел от нее четверых детей, пока она не умерла печально и рано.
Мор придерживался особенно необычного отношения к семейной жизни, нехарактерного для того времени: например, он стремился дать образование своей жене, обучая ее, а позже настаивал на том, чтобы его дочери получили классическое образование, то же самое получил бы и его сын.
Этот подход к воспитанию его детей, хотя и неортодоксальный, начал вызывать большое восхищение у других знатных семей и даже у самого Эразма, который восхищался красноречием и академическим мастерством дочери Мора.
У Мора была большая семья, он быстро женился после смерти жены и взял на воспитание еще одного ребенка, а также стал опекуном еще двух молодых девушек. Он показал себя заботливым и преданным отцом для всех детей, поощряя их и общаясь с ними.
Вернувшись в мир бизнеса, он решил отказаться от своей карьеры юриста в пользу роли политика, добившись своего первого успеха в качестве члена парламента от Грейт-Ярмута в 1504 году, а затем представляя избирательные округа в Лондоне.
Во время своей политической карьеры он служил в различных ролях, в том числе в качестве младшего шерифа Лондона, что принесло ему большое уважение. Со временем он стал тайным советником и предпринял дальнейшую работу более дипломатического характера на континенте, что принесло ему рыцарское звание и новую должность заместителя казначея .
Поднимаясь по служебной лестнице, он также стал намного ближе к королю Генриху VIII, выступая в качестве личного советника. На этом весьма видном посту он будет приветствовать дипломатов и поддерживать связь между Генрихом VIII и другими деятелями, включая лорда-канцлера Уолси.
В этот период достижений Мор также нашел время для создания своего самого известного текста, "утопии", которая была опубликована в 1516 году. Это была книга, написанная с точки зрения Мора как своего рода сатира, рассказывающая историю вымышленного общества на острове. Составленное на латыни повествование описывает культурные обычаи общества, изображая порядок, справедливость и общинную собственность острова. Некоторых из них можно рассматривать как уходящие корнями в монашескую жизнь, в то время как в более общем плане изображение безопасного, равноправно функционирующего общества привлекло бы столетия спустя таких людей, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Художественное произведение в свое время породило целый собственный жанр-антиутопическую фантастику, в центре повествования которой находились идеальные общества.
Между тем, хотя его литературное мастерство стало очевидным, Мор добился больших успехов, когда сменил Уолси на посту лорда-канцлера в 1529 году. Ознаменовав собой вершину своей карьеры, он был трудолюбив и прилежен в своем офисе. Однако это было почти омрачено, поскольку его канцлерство совпало с огромным событием в истории христианства: протестантской Реформацией.
Исполняя свою роль, он ясно изложил свою позицию, заявив о своей поддержке католической церкви и помогая препятствовать ввозу лютеранских текстов в Англию.
Кроме того, в то время как он служил лордом-канцлером, есть мнения о его применение силы и насилия в отношении тех, кого он называл еретиками, однако до сих пор существует много споров о том, верны ли эти обвинения. Под его контролем шесть человек были сожжены на костре, однако в тот период это было обычным наказанием за ересь. На самом деле любые слухи о чрезмерном насилии были опровергнуты самим человеком в его “Апологии” 1533 года.
Однако его взгляды все больше расходились с мнением парламента и, самое главное, короля. В 1529 году было объявлено преступлением утверждение, что существует какая-либо другая власть, помимо законного превосходства короля.
К 1530 году конфликт Мора с Генрихом VIII достиг апогея. Он отказался подписать письмо с просьбой к папе аннулировать брак Генриха и Екатерины Арагонской, а также вступил в ожесточенные дебаты с Генрихом по поводу введения законов о ереси.
В следующем году был объявлен королевский указ, требующий, чтобы духовенство признало Генриха VIII Верховным главой Англиканской церкви. Он демонстративно отказался подписать присягу, однако публично не высказался против своего монарха.
В конце концов, в мае 1532 года он подал в отставку с поста канцлера, чувствуя, что больше не может продолжать исполнять свою роль.
Год спустя он написал Генриху, выражая свое счастье, что выбрал в жены Анну Болейн , однако отказался присутствовать на коронации, которая в конечном счете была воспринята как публичное оскорбление.
В последующие месяцы Мор стал жертвой различных обвинений, некоторые из которых были выдвинуты против него Томасом Кромвелем. Различные попытки добиться предъявления ему обвинения не увенчались успехом, пока 13 апреля 1534 года его попросили присягнуть на верность закону о престолонаследии.
Отказ Мора стал последней каплей. Через четыре дня его доставили в Лондонский Тауэр и обвинили в государственной измене.
1 июля 1535 года состоялся его суд. Он предстал перед судейской коллегией, в которую также входила большая часть семьи Анны Болейн, включая ее дядю, брата и отца. Всего за пятнадцать минут он был признан виновным.
Дело было закрыто, Мор был приговорен к повешению, выпотрошению и четвертованию-ожидаемое наказание, учитывая обстоятельства, однако проявив некоторую снисходительность, Генрих VIII приказал вместо этого обезглавить его.
6 июля 1535 года блистательная карьера Томаса Мора, его многообещающий писательский талант, политическая прожорливость и религиозное благочестие резко оборвались. Он был казнен, человек, который преданно служил королю Генриху VIII и все же оставался верен своим убеждениям до самого конца.