Найти тему
КНИГОРАЗБОР

Борьба за свободу

Эдуард Борнхёэ

Повести
1. ,,Мститель,, ;
2. ,,Борьба Виллу,, ;
3. ,,Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты,,

https://yandex.ru/images/search?text=Эдуард%20Борнхёэ&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2F1%2F1f%2FEduard_Bornh%25C3%25B6he.jpg&rpt=simage

-2

Честно сказать впервые наткнулась на этого эстонского автора. Произведения Борнхёэ позиционируются как историческая проза. Все три повести о которых пойдёт речь в моём отзыве как раз выдержаны в историческо-приключенческом жанре с патриотическим уклоном и подтекстом.

1. ,,Мститель,,.
В первой повести автор описывает жизнь эстонских крестьян в XIV веке находящихся в те незапамятные времена под гнётом немцев и датчан, которые завоевав Эстонию поделили земли и крестьян между собой и превратили население в рабов, всячески притесняя эстонский народ.
Герой данной повести Яанус с детства был освобождён от рабства, ибо его дед, много лет назад в пору своей молодости ,,выторговал,, свободу у своего хозяина епископа. Рос Яанус, как и его отец свободным крестьянином, семья у них была довольно таки зажиточная. Отец его водил дружбу с одним рыцарем по соседству и так случилось, что и Яанус завёл детскую дружбу с детьми того рыцаря, Одо и Эмми. Волею судьбы, друг детства Одо повзрослев стал заклятым врагом Яануса, а сестра его Эмми полюбилась нашему герою. Одо, напав на дом Яануса, сжёг его отчий дом, а отца его взял в плен.
Герой, и так задумывавшийся над судьбой своей Родины, над горестями и страданиями крестьян, мечтавший с детства о свободе своих соотечественников, потерявший по вине и глупости Одо отца и всё что у него было, решает отомстить Одо и вообще сыграть какую бы то ни было роль в освобождении эстонского народа от проклятых захватчиков.
И так, под псевдонимом Тазуя (по-эстонски-Мститель), он ездит по селениям, призывает крестьян к восстанию против господ, собирает отряды сопротивления. Что из этого выйдет спойлерить не буду.


2. ,,Борьба Виллу,,.
В принципе сюжет второй повести схож по смыслу с первой. Те же эстонцы в рабском положении, те же очаги восстания и сопротивления, впрочем вечно неудавшиеся.
Герой повести весёлый, беспечный подневольный кузнец Виллу. Имея богатырскую удаль и силушку, однажды он спасает жизнь своего хозяина в какой-то битве и в благодарность за спасение получает благодушное отношение хозяина.
Живёт Виллу не тужит, пока однажды ему не встречается персонаж Тозуя. Кстати, помните в первой повести Тозуёй называл себя Яанус? Но в данной повести автор так и не указывает Яанус ли ,,перекочевал,, из повести ,,Мститель,, в повесть ,,Борьба Виллу,, или это был другой человек.
А Виллу, надо сказать, был влюблён в свободную девушку крестьянку Май (Марию). Но в один не прекрасный день, племянник хозяина похищает девушку, так как тоже влюблён в неё. Прельщённый призывами Тазуя к восстанию, желающий освободить свою любимую из лап ,,девицокрада,, , Виллу покидают веселье и покой, и он начинает поднимать среди крестьян восстание.

3. ,,Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты,,.
Третья повесть, как и предыдущие две повествует об освободительной борьбе против поработителей, немцев и шведов.
Но на сей раз речь идёт ещё и о войне русских с немцами.
XVI в. В России царствует Иван Грозный. Идёт Ливонская война. Главный герой Гавриил, в начале повествования предстаёт перед читателем в виде странника воина. При стычке с немецкими юнкерами он в том числе встречает и Агнес Мённингхузен и молодые люди влюбляются друг в друга почти с первого взгляда.
Как оказывается в последствии, Гавриил ни какой-то там безродный вояка, а воин царя Ивана Грозного князь Гавриил Загорский. Сюжет описывать не буду, главные элементы повести любовь, борьба, доблесть, честь и т.д., и т.п. по законам жанра.
P. S. Резюмируя скажу, что в целом данная повесть понравилась. Единственная, кстати, из трёх с более-менее хеппи-эндом.
В общем, все три произведения являются, я полагаю, детской прозой. Произведения достаточно наивны, я бы даже сказала слишком наивны, почти сказочны. На сколько исторически правдиво автор описал все события тех жестоких и страшных дней; жестокость хозяев по отношению к своим рабам, чуть ли не бесконечные войны изнуряющие и без того голодный и нищий народ, не изучала касательно Эстонии этот вопрос. Как говорится, поверю автору на слово. Никакого философского смысла все три повести не несут. При прочтении приходит в голову сравнение с книгой Вальтера Скотта ,,Айвенго,,.
В общем, если любите историческо-приключенческий жанр-читайте. Не прочитав, ничего не потеряете. Так, отдохнуть, почитать как сказку в принципе можно.

P. P. S. Что-то загналась в конце я мыслью одной, автор так превозносил в третьей повести Ивана Грозного и политический уклад Руси, что невольно задумываешься, как так случилось, что в этом раю, спустя каких-то полтора-два столетия появилось крепостное право? Мало того, в описываемых событиях один народ поработил другой народ, а в России русские имели рабов русских же. Как же так-то?

Ну и в конце как всегда про экранизацию/ии...
Из всех трёх повестей экранизирована последняя ,,Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты,,.
Правда, фильм 1969 г. называется ,,Последняя реликвия,, , но снят, так сказать, по мотивам вышеупомянутой повести. Если не читать повесть, то экранизация удобосмотрибельная. Красивые актёры в ролях главных героев, несравненный Ролан Быков в роли брата Иоганнеса, которого, между прочим в повести не существует.
Однако надо упомянуть, что в фильме много отличий от первоисточника. Приплели какую-то реликвию, как говорится ни к коню, ни к огороду. Ни слова о Ливонской войне, Иване Грозном и вообще русском войске. И создалось впечатление, что концовка прям попахивает коммунистической идеологией. И на момент просмотра создаётся устойчивое ощущение неактуальности данного художественного фильма.

-3

Эх, какие были цены на книги в 1989 г.

-4