2 апреля 1983-го состоялся американский релиз «The Final Cut» двенадцатого студийного альбома Pink Floyd; в этот же день пластинка поднялась на вершину UK Albums, где она продержится две недели. (В Соединённом Королевстве альбом вышел 21 марта).
Изначально альбом планировалось выпустить саундтреком к фильму 1982 года «Pink Floyd – The Wall», однако, после начала в 1982-м Фолклендской войны, Роджер Уотерс изменил замысел. Музыкант счёл реакцию британского правительства на действия Аргентины избыточной; он говорил: «The Final Cut – о том, как после объявления о переходе к «обществу всеобщего благосостояния» страна стала обретать либеральный облик – но власть Маргарет Тэтчер отбросила нас во времена Диккенса».
Дэвид Гилмор счёл «политизацию» Уотерса чрезмерной; также он скептически отнёсся к включению в альбом неиспользованных треков: «Если эти песни были недостаточно хороши для «The Wall», то с чего бы им стать лучше сейчас?»
Работа проходила сложно; Уотерс и Гилмор начинали вместе, но вскоре предпочли продолжить запись своих партий отдельно друг от друга. Американский композитор Майкл Камен не только занимался оркестром, но и взял на себя партии клавишных. На «Two Suns in the Sunset» Ника Мейсона подменил барабанщик Майкл Камен; также для поддержки был приглашён знаменитый перкуссионист Рэй Купер.
Все треки сочинил и спел Уотерс. (Гилмор делит с ним лид-вокал только в «Not Now John»). Роджер даже предпочёл обойтись без постоянного дизайнера Pink Floyd Сторма Торгесона, и выполнил обложку сам, используя фото своего шурина Вилли Кристи. На лицевой стороне – надетые на чёрную униформу символ памяти жертв войны, красный мак, и медали времён Второй мировой. Название взято из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Роджер посвятил альбом своему отцу, младшему лейтенанту, погибшему в Италии в 1944-м, добавив в название: «Реквием по послевоенной мечте, написано Роджером Уотерсом, исполнено Pink Floyd».
Антивоенная тематика альбома подверглась критике в прессе (надо сказать, британское общество восприняло «маленькую победоносную войну» с энтузиазмом); также «The Final Cut» назовут «сольником Уотерса» (что, в общем-то, справедливо). Критики сменят гнев на милость позже; возможно, этому способствовал коммерческий успех пластинки: «The Final Cut» достигнет шестой позиции US Billboard 200; замкнёт «тройку» в Австралии и Австрии; займёт второе место в Канаде, Испании, Нидерландах; возглавит, помимо UK Albums, чарты Нидерландов, Норвегии, Франции, ФРГ и Швеции. Пластинка получит золотую сертификацию в Австрии, Испании, Италии, Новой Зеландии, Соединённом Королевстве, Нидерландах и ФРГ; станет платиновой в Новой Зеландии и дважды платиновой в США.
Не планируя тур в поддержку альбома, Гилмор и Уотерс займутся сольными проектами. Уотерс единолично решит, что «The Final Cut» действительно должен стать для группы финальным, но другие участники возразят. В итоге музыкант уйдёт; будет долго судиться за название Pink Floyd – и проиграет.