Бытовало мнение, что «железный конь» принес городу не только прогресс, но и большую неприятность: железная дорога отрезала Владимир-на-Клязьме от его реки.
«ЧУГУНКУ» СТРОИЛИ ФРАНЦУЗЫ?
В январе 1857 года был утвержден устав акционерной компании, которая брала на себя строительство железных дорог в России, в том числе и Нижегородской. Ведущую роль в компании играл французский банк «Креди мобилье», директором компании был француз Карл Коллиньон, да и основные должности занимали французы. У России не было достаточных средств для инвестирования такого громадного предприятия, поэтому русское правительство охотно шло на привлечение и использование иностранных капиталов и технологий. Руководителем проекта и строительства был знающий специалист — француз Жакелин; на 1 участке (Москва-Владимир) работами руководил инженер Жюто, на 2-м (Владимир-Н.Новгород) — инженер Пеллиссон». Несмотря на определенное противодействие (владельцы земли затевали тяжбы, крестьяне не давали лошадей), работы пошли споро, в год укладывали по 82 версты.
Поверстная плата определялась в 21600 рублей. Подрядчиками были купцы 1-й гильдии И.А. Бусурин, А.Н. Бухтеев и В.Ф. Епишкин. Для строительных работ подрядчики заключали договоры с крестьянами Московской, Владимирской, Рязанской, Орловской, Тверской, Тульской, Смоленской и Могилевской губерний. Крестьяне-землекопы стали первыми строителями железной дороги. За время строительства железной дороги было занято попеременно более 60 тысяч человек. На работу стали принимать и русских инженеров».
Одним из таких инженеров был Егор Жуковский. Человек, по свидетельству современников, неподкупной честности. Она создала ему авторитет среди рабочих, но не способствовала карьере. После того как инженер Жуковский отказался признать годными недоброкачественные строительные материалы, начальство предложило ему подать в отставку. Государственная служба Егора Ивановича на том и закончилась, всю свою дальнейшую жизнь он работал управляющим имениями богатых помещиков. Егор Иванович Жуковский – отец Николая Жуковского, известного ученого, которого принято называть «отцом русской авиации».
ЦАРСКИЕ ПОЕЗДА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Осень 1863 года супруга императора Александра II намерена была провести на южном берегу Крыма. А потому царский поезд отправился в путь. По свидетельству владимирского инженера-железнодорожника Дельвига, впервые император и императрица проехали через Москву, не останавливаясь в ней и не посетив ее святынь, что произвело на москвичей неприятное впечатление.
Зато на всех других станциях царский поезд встречали огромные массы народа: «Крестьянки с детьми, даже грудными, толпились, чтобы увидеть Государя, и просили его осчастливить своим взглядом их и их детей. Продолжительное и громкое «ура» на станциях встречало и провожало поезд».
На Владимирской станции был приготовлен ночлег для их величеств:
«Владимирская станция была убрана превосходно, и не только Их Величества имели покойный и весьма удобный ночлег, но и все лица, ехавшие в Императорском поезде. Путь по всей дороге был также очень покоен».
Начальником дороги в то время был И. Ф. Кёниг, очень понимающий человек, тонкий, обходительный. Так что у Государя осталось приятное впечатление. И на обратном пути в Москву Александр Второй завтракал на Вязниковской станции, отобедал во Владимире…
Еще один царский поезд побывал во Владимире и в 1913 году – тогда императорская семья Николая II совершала парадный объезд государства по случаю 300-летия Дома Романовых. А на станции Боголюбово с его грузовой платформы сгрузили «Росс-ройсы» из императорского гаража. На них августейшая фамилия отправилась осматривать храм Покрова на Нерли, а потом в Суздаль. По всей 30-верстовой суздальской дороги выстроились ликующие крестьяне в праздничных рубахах и сарафанах. До расстрела царской семьи оставалось неполных 5 лет…
Любопытные факты
• Слово «вокзал», или «воксал» первоначально имело другое значение. С конца XVIII - начала XIX в Европе развивается новый тип увеселительных заведений - вокзалы. Вокзалами назывались загородные сады с помещениями, в которых проходили концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. «Воксхолл» - так называлось небольшое поместье недалеко от Лондона, принадлежавшее Джейн Вокс, где устраивались балы, спектакли и фейерверки.
• В технических документах встречается термин «пассажирское здание», однако общеупотребительным стало именно слово «вокзал».
• Старый владимирский вокзал отапливался редкой по тому времени калориферной системой.
• Через 110 лет после появления во Владимире первого поезда из Владимира в Москву отправилась первая электричка.
• В XIX веке в Коврове был разработан тип товарного вагона, утвержденный для всех русских вагоностроительных заводов. В нем можно было перевозить любые грузы и людей — это известные «теплушки»: «8 лошадей или 40 человек».