По Первому, Второму и НТВ, по будням и в выходные, утром и вечером по ящику крутят передачи одного очень популярного жанра. И это ток-шоу.
Как этот западный формат перекочевал на наши телеэкраны? Почему в нём столько чернухи и так мало содержательности? Всегда ли ток-шоу представляли собой бесконечную перестирку грязного белья? Давайте разберемся.
Что такое ток-шоу?
В переводе ток-шоу - "разговорное представление". Чтобы причислить передачу к этому жанру, в ней должен быть ведущий, приглашенные гости, а также зрители, сидящие в зале.
Чаще всего ток-шоу строится на горячем обсуждении одной темы с участием ведущего, гостей и зрителей.
Кто их придумал?
Рождение жанра произошло в 60-х годах на американском телевидении. Всему виной был Фил Донахью - журналист и телеведущий.
Легенда такова: Донахью брал интервью в прямом эфире и вдруг понял, что у него закончились вопросы. Журналист не растерялся, подбежал к одному из зрителей в зале и спросил, есть ли у него вопрос. Вопрос у зрителя оказался, интервью прошло успешно, а идея включать зрителей в обсуждение и породила формат ток-шоу.
Фил Донахью работал на небольшом канале с мизерным бюджетом и заполучить к себе в студию звезду большой величины ему было трудно.
Тогда Фил придумал строить обсуждение не вокруг личности приглашенных гостей, а вокруг проблем и тем, которые волновали всю Америку.
Эта новаторская идея тоже прижилась, принесла Донахью успех и кучу денег и повлекла за собой возникновение множества подобных программ.
Уже к концу 80-х весь американский эфир был заполнен ток-шоу всех масштабов и мастей.
Как ток-шоу перекочевали к нам?
Старожилы помнят явление телемостов - уникальный формат в телевидении, соединявший два бесконечно далеких по расстоянию и идеологии континента.
В 1986 году, во время телемоста Ленинград - Бостон, ведущим с американской стороны был уже хорошо знакомый нам Фил Донахью. А с советской - Владимир Познер.
Этот телемост примечателен не только тем, что на нём советская девушка впервые произнесла фразу "Секса у нас нет".
К телемосту советских зрителей просвещали по поводу личности Донахью и передач, которые он ведёт в Америке:
Гостями ведущего являются, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители - как в телестудии, так и у домашних экранов. Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной.
Советский зритель был заинтригован форматом передач Донахью. Осталось только появиться умельцу, который сможет вести передачи такого же типа в СССР.
И им оказался Владимир Познер, ставший известным после телемоста. Эрудированный, интеллигентный, находчивый журналист Познер как нельзя лучше подходил на роль ведущего разговорных передач.
В передачах Познер направлял участников дискуссии, предупреждал конфликты, помогал людям разных национальностей, возрастов и профессий плодотворно обсудить важные для всех темы.
Вот что сам Владимир Познер говорил о новом формате:
Ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение.
Самобытность российского ток-шоу
И понеслась. Не узнал ещё советский человек само слово:"ток-шоу", а посмотрел их уже множество. "Музыкальный ринг", "Взгляд", "12-ый этаж" и т.д.
Но надо сказать, что были это ещё не те ток-шоу, какими мы их знаем сегодня. Советские и перестроечные передачи отличались общественной значимостью и серьезностью подхода всех участников дискуссии.
Еще Екатерина Вторая провозгласила девиз:" Поучать, развлекая". И если западному ТВ отлично удавалось развлекать , то у советских шоу с этим были проблемы.
Даже на развлекательной передаче "Музыкальный ринг" зрители озабоченно высказывались насчёт художественной ценности и моральных границ в песнях "Аквариума" и "АукцЫона".
Отличие советских зрителей от американских отмечал и Фил Донахью, приехавший в СССР на командировку:
Они прочитали длинные романы Толстого и Достоевского и хотят раскрыть перед микрофоном свою душу, рассказать сразу все, что знают.
Советский человек воспринимал свое появление на экране как политический акт или исповедь, ни в какую не желая становиться просто элементом развлекательного шоу. Но такой ответственный подход к выходу в эфир мы сохраняли недолго...
Как всё испортилось
Примерно с 1991 года ток-шоу теряют свою общественную значимость. Связано это, в первую очередь, с падением железного занавеса и тотальной смены государственной идеологии.
Телевидение обнулилось. Перезагрузка всех процессов в стране приводит к появлению множества новых форматов и жанров в эфире. И приходят они все, конечно же, с запада. Бесчисленные ток-шоу, телевикторины, эротические клипы и передачи - в этом засилье информации трудно не потерять качество. С открытием новых каналов начинается конкуренция, побеждают каналы, делающие ставки на скандалы и провокацию. Формат ток-шоу уже не волнует зрителя как раньше.
Жанр перестает быть площадкой, где голос каждого может быть услышан. На ток-шоу перестают искать решение той или иной социально значимой проблемы. Вместо этого на всех каналах, с утра до вечера, мы видим бесконечное разжигание конфликтов и потрошение чужого белья. Количество таких передач беспредельно, а качество - совсем не бесспорно.
Таким мы знаем телевидение и сегодня. Но давайте не будем забывать, что таким оно было не всегда.
Я только начинаю осваивать Дзен, и это третья статья на моём канале. В первой статье я писал про двух телевизионщиков - Гордона и Соловьёва , во второй рассказывал про дикое и сумасшедшее ток-шоу "Окна''с Нагиевым.
Ваш лайк или подписка будут для меня отличной поддержкой и стимулом писать новые статьи на интересные темы. Спасибо!