Найти тему
Fedor Sergeev

Длинные стены прошлых времен.

Среди многочисленных Исаров Горного Крыма ( Исар — или Исарчик (по-татарски стена, стенка существуют такие укрепления, которые в настоящее время оказались в непосредственной близости от современных населенных пунктов, а то и прямо на их территории, поэтому доступ всем любопытствующим к ним легкодоступен, но обратной стороной такой открытости является неважная сохранность этих укреплений, в следствии хозяйственной деятельности местного населения, которое не глядя на историческую ценность исаров, использовало, да и сейчас иногда продолжает использовать их в качестве легкодоступного строительного материала.

И только в глухих горных урочищах Крымских гор до сих пор можно наткнуться на замшелые стены укреплений, которые сохранились практически в первозданном своем виде. И хотя их облик не так впечатляет, как башни и стены прибрежных генуэзских крепостей или вид с неприступных обрывов пещерных городов все же протянувшиеся среди векового леса каменные стены как бы призывают попытаться отгадать тайны их постройки и предназначения. С одним из таких затерянных высоко в горах исаров мы сегодня и познакомимся.

Это укрепление перекрывало доступ на Южный берег Крыма, в частности в Алуштинскую долину из предгорий, а именно из Альминской долины. Размещалось оно под юго — западными обрывами Палат-Горы (Чатыр-Дага) на перевале Ат-Чокрак-Богаз и носит соответственно название Чатырдагское укрепление.

Вид на юго-западные обрывы Чатыр-Дага.

Обнаружить этот Исар можно, если пройти по древней вьючной тропе, под обрывами самой высокой возвышенности Чатыр-Дага — мыса Эклизи-Бурун. По одному из ответвлений тропы можно было подняться на вершину Эклизи — Буруна, где некогда находился христианский храм.

Сегодня эта тропа под обрывами находится полностью в заброшенном состоянии и обнаружить ее можно лишь по следам да помету оставленными животными Крымского заповедника — косулями, муфлонами да зайцами, которые продолжают пользоваться тем, что человек оставил много десятков лет назад.

И так, пробираясь по едва заметным следам животных сквозь лес, преодолевая один за другим спуски да подъемы через некоторое время мы окажемся в урочище под названием Алтын-Топкан, над которым нависают многометровые скальные обрывы Эклизи Буруна.

Именно здесь на вершине одного из лесных хребтов, спускающихся в долину и высится стена Чатырдагского исара.

-2

Развал стены в лесу.

Само Чатырдагское укрепление представляет собой стену протянувшуюся по вершине склона прочти на километр, окончания которой с обоих сторон венчают два замкнутых стенами укрепления — бастиона.

У северного окончания стены так называемый северный бастион контролирует проход по вышеупомянутой вьючной тропе, которая проходила сквозь стену исара через небольшую калитку.

-3

Калитка. Вид с запада.

-4

Калитка. Вид с востока.

Этот северный бастион представляет собою небольшую площадку на возвышенности, ограниченную с западной стороны стеной, возведенной на краю многометрового обрыва.

Размеры площадки бастиона приблизительно 20 на 40 метров, вся его территория заросла буковым лесом.

-5

Площадка северного бастиона.

Здесь, в верховьях укрепления, хорошо прослеживаются остатки оборонительной стены исара, которая в своем основании достигает ширины до полутора, а то и двух метров. Правда, сохранившаяся высота стены здесь не столь значительна — все же воздействие времени неумолимо. Сейчас камни, некогда слагавшие куртину, усеивают пристенный овраг — это последствия многочисленных землетрясений.

-6

Стена.

У края северного бастиона на своеобразном изгибе стены примыкают к огромной глыбе, возможно служившей в качестве башни гарнизону укрепления. В пользу версии о существовании в этом месте башни может служить и развал камней, который здесь более значителен, чем в других местах вдоль протяжения стены.

-7

Развал кладки башни?

За бастионном стена начинает постепенно спускаться вниз по хребту, при этом крутизна западного обрыва все время возрастает.

Приблизительно метров через двести спускающаяся по склону стена становится тоньше, а вскоре и совсем исчезает. Оборонительную функцию в этом месте принимает на себя крутой обрывистый склон уходящий вниз на несколько десятков метров.

-8

Спуск стены вдоль склона.

Древние строители укрепления при возведении Чатырдагского Исара полностью использовали условия местности, ведь в середине склона кроме труднодоступных земляных обрывов присутствуют и отвесные скальные выходы, некоторые из которых представляют собою достаточно примечательные фигуры выветривания. За этими фигурами на заднем плане сереет весенний лес Крымского заповедника — начала Качинской и Альминской долин.

-9

Своеобразный сфинкс Чатырдагского укрепления.

-10

Продолжение нижней стены.

Оборонительная стена Чатырдагского исара была построена из камней сложенных насухо, без использования соединительного раствора, однако древними фортификаторами были сделаны наклонные панцири с забутовкой их мелкими камнями.

-11

Развал стены с забутовкой.

Еще один достаточно крутой спуск проходящий вдоль стены, и вот спереди, между деревьев, мелькает серая нитка лесной дороги.

-12

Спуск стены к лесной дороге.

Именно здесь находилась вторая, южная калитка в стене исара, проход сквозь которую защищался гарнизоном Южного бастиона Чатырдагского укрепления. Эта нижняя тропа вела из Альминской долины к Черноморскому побережью в районе Алушты. Сейчас на месте древней тропы проложена современная лесная дорога, которая практически повторяет изгибы своей средневековой предшественницы.

-13

Южная калитка и лесная дорога.

С южной стороны виднеется глубокий каменистый овраг, в котором протекает ручей Аспорт являющийся одним из притоков реки Узу-Узень, за ним глубокое ущелье, которое отделяет Чатыр-Дагский массив от горы Черной. Именно с этой точки укрепления можно визуально контролировать проход через перевалы Кебит-Богаз и Ат-Чокрак-Богаз и поддерживать связь с укреплениями на противоположной стороне перевала.

В прошлом стена продолжалась и дальше, полностью перекрывая перевал Кебит-Богаз и уходила по Коньку к скалам Бабуган-яйлы, однако до наших дней она не сохранилась, так как была разобрана до основания.

Чатырдагское укрепление было упомянуто в работах Веймарна, Домбровского и Мыца, но фактически исследования этого Исара были проведены лишь однажды, в 1947 году. В тот год отряд Тавро-Скифской экспедиции исследовал горные отроги Крыма в поисках следов таврских поселений и укреплений, и основываясь на известных описаниях Кеппена, были исследованы стены и Чатырдагского укрепления. Но следов тавров здесь обнаружено не было. Из материальных следов обжитости исара следует отметить немногочисленные обломки глиняной посуды позднеантичного и раннесредневекового времени, обнаруженные при заложении шурфа у нижней калитки стены, а также отмечено сходство кладки стены исара по некоторым строительным особенностям с кладкой ранних стен пещерного города Эски Кермена. С тех пор более детальные исследования здесь не проводились в следствии труднодоступности исара и отсутствия явных материальных следов жизни на его территории.

Но все же в литературе Чатырдагский исар отмечен, и в первую очередь по причине того, что он входит в так называемую систему «длинных стен». Как известно из сообщения византийского историка Прокопия Кесарийского в правление византийского императора Юстиниана I еще в 6 веке н.э. в Горном Крыму была создана так называемая система «длинных стен», которая ограничивала доступ кочевников в горные долины (клисуры), в которых в те времена обитали готы. Спустя четыре нелегких столетия, власть Византии вновь возвращается в Крымские горы, которые включаются в военно-административный округ — фему Климатов, и для защиты ее поселений в IX — X веках высоко в горах Главной гряды строится вторая линия «длинных стен», призванная оградить от посягательств врагов жителей Южнобережья. В этот период стены укреплений строились из бута насухо, что и продемонстрировано куртиной Чатырдагского исара. Свое защитное значение стены несли вплоть до 13 века, периода нашествия татаро-монгол, хотя не исключен вариант их использования и населением Мангупского княжества, т. е. вплоть до третей четверти 15 века. О выполнении своих оборонительных функций свидетельствуют нередкие находки в развалах стен боевых топоров и наконечников стрел.

Строительство таких укреплений было вызвано нарастанием хазаро-византийских и славяно-византийских войн, а в последующем и вторжением в Крым печенегов. Эти же причины вызвали усиление значения сельских общин в обороне фемы Климатов и соответственно строительства многочисленных горных убежищ. Так в рассмотренном нами месте около южной тропы в паре километров ниже Чатырдагского укрепления находится еще один исар — укрепленное сельское убежище Каменка, возведенное на вершине горы Париля, которое безусловно было связано с Чатырдагским укреплением.

Таким образом не вызывает сомнений вхождение Чатырдагского исара в систему укреплений «длинных стен», которые защищали горные проходы со стороны предгорий на Южнобережье. Можно предположить, что Северный бастион у верхней тропы защищал проход вдоль обрывов Чатыр-Дага к укреплениям, контролирующим контролирующим в свою очередь переход через Ангарский перевал, а позже, во второй половине 15 века к крепости Фуна принадлежавшей Мангупскому княжеству. Нижняя Цитадель контролировала северную тропу ведущую вниз к побережью, к башням крепости Алустон.