Благодаря отечественной пропаганде и различным мифам у простого человека сложилось устойчивое мнение, что советский танк Т-34 самый лучший (на момент своей эксплуатации, разумеется). Но если копнуть немного глубже и подтянуть несколько фактов, то эту легенду можно довольно просто развеять. Чем мы сейчас и займемся.
Размещение экипажа
Штатный экипаж Т-34 состоял из 4-х человек: механик-водитель, командир-наводчик, радист-стрелок и заряжающий. Именно это считают одним из ключевых недостатков нашего среднего танка. Командиру приходилось исполнять сразу две важные роли: осуществлять командование машиной и пытаться одновременно метко стрелять из пушки. Особенно эта недоработка становилась критичной для экипажей танков, чей командир одновременно командовал еще несколькими машинами. Только в 1944 году, в модификации Т-34-85, в башне наконец появилось место для полноценного наводчика.
Оптика и радиосвязь
На момент начала Великой отечественной оптика на Т-34 оставляла желать лучшего. Зачастую невозможно было что-то разглядеть уже на дистанции в 500 метров. Еще на башнях танка не было командирских башенок, что резко сужало поле зрения командира и тому приходилось открывать верхний люк и высовываться по пояс с биноклем. Вдобавок на ранних этапах войны не каждая машина оснащалась радиосвязью, что делало взаимодействие экипажей менее эффективным. И если с радио все решили относительно быстро, то плохая оптика преследовала танкистов до конца войны.
Защищенность экипажа
Среди граждан широко распространяют миф, что бронезащита Т-34 была адекватна своему времени. Пожалуй, в 1940 – 1941 годах это действительно было так. Но уже в начале 1942 в войска Вермахта стали поступать танки с удлиненными 50-мм и 75-мм орудиями. Вдобавок пошла практика использования подкалиберных боеприпасов. А когда на фронт поступили первые «Тигры», то про броню Т-34 все забыли. Кроме того, в лобовой проекции танка имелась ослабленная зона – люк мехвода. От этой точки хотел избавиться еще создатель Т-34 Михаил Кошкин, но, к сожалению, он трагически погиб осенью 1940 и дальнейшее развитие проекта Т-34М отложили.